- Сенченко Ирина Викторовна Старший воспитатель
- Посохова Мария Николаевна
- Маковецкая Мария Николаевна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников..
Такими средствами являются технологии речевого развития.
«Развитие диалогического общения»
Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
Моделирование
Моделирование — способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Мнемотехника
Это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Технологии обучения образной речи
Технология обучения детей составлению сравнений
Модель составления сравнений:
- воспитатель называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Технология обучения детей составлению загадок.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Технология синквейна
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы:
- первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Пальчиковая гимнастики
Мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Обучение составлению творческих рассказов
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
- Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
- Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
- Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:
- текст реалистического характера;
- текст фантастического характера.
Сказкотерапия
Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
- Выявление творческих способностей ребенка,
- Снижение уровня агрессивности и тревожности.
- Обучение преодолению страхов и трудностей.
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
- «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
- «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
- «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Игры-драматизации, инсценировки
С детьми мы инсценируем сказки по возрасту такие как теремок, и т.д. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи.
Вывод:
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
|