Цель: Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы родного края.
Задачи:
- Показать экопозитивное и эконегативное отношение человека к природе;
- Воспитывать осознанно – бережное отношение ко всему живому;
- Учить делать умозаключения, развивать любознательность. Необходимо сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценны, а потому их надо бережно охранять.
Оборудование: Песня в аудиозаписи М. Бернеса «С чего начинается Родина»; Загадки о березке; стихотворение В. Рождественского «Береза», кусочки коры березы, березовый туесок и шкатулка, дегтярное мыло, березовые почки, веточки, листья, березовый сок.
Предварительная работа: Прочесть детям рассказ С.Воронина «Моя береза», провести наблюдения на прогулке за березой, выразительно прочесть стихотворение С.Есенина» Береза»
Ход:
Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса. Педагог спрашивает у детей: «О чем поется в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина? У каждого жителя земли есть своя Родина. Родина – это место, где он родился и живет. Ребята, а как называется наша Родина? Наша малая родина – это Кузбасс. Когда жители Африки произносят слово Родина, они представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды и реку Нил. А что представляете вы, когда говорят о нашей Родине? О Кузбассе? Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей и матрешек. Многие жители нашего региона, думая о Родине, вспоминают ее неповторимую природу.
Послушайте загадки и вы поймете о чем идет речь:
«Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей»
«Разбежались по опушке в белых платьицах подружки»
«В белом сарафане стала на поляне, летели синицы сели на косицы»
Ответы детей (березка)
Как вы думаете почему? Почему русский человек так любит русскую березку? Выслушав ответы детей. Педагог читает стихотворение о березе: Словно девица русская, приумолкнув стоит, над речушкой березка листвой шелестит. Только ветер играет в косах длинных листвы, только звезды мигают ночью ей с высоты. Рано утром встает она солнце встречать, улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь. И, наверное, на свете нет березы родней, ведь березка – частица Родины моей.
Педагог рассказывает: «Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Береза и в сказках и в загадках и песнях. Береза – очень красивое дерево, оно растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Березку можно встретить в тех местах, которые кажутся непригодными для растений; она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах каменных домов. Березы бывают разные по размеру и форме. На юге встречаются березы огромные, стройные как мачты; их темная листва прижимается к стволам. На севере растут карликовые березы, им никак не удается разогнуть стан и подняться от земли. Но у всех берез очень необычная кора. Ребята, а как вы думаете, чем необычна кора березы? (Педагог выслушивает и обобщает ответы детей.) Березу за ее кору называют белоствольной. А белую кору березы называют – берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но посмотрите, в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные точки, идущие по стволу. Они называются чечевички, это через них береза дышит».
Педагог предлагает детям рассмотреть лежащие на столах кусочки березовой коры. Дети рассматривают и делятся своими впечатлениями.
Педагог продолжает свой рассказ: «Береста состоит из тонких слоев. Очень давно, когда люди еще не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли узнать о жизни нашего народа в далекие времена. А еще ребята, из бересты делают много красивых вещей. Кто может сказать, что делают из бересты? (Дети отвечают: туески, шкатулки, украшения, разную посуду). Давай те мы их рассмотрим, какая гладкая, ровная, береста, какой замысловатый узор на ней.
Многие поэты, художники, писатели и музыканты передавали в своем творчестве красоту этого дерева. Ребята, а какими ласковыми словами можно назвать это дерево? (Ответы детей). Не только своей красотой покорила береза народ нашей страны. Издавна люди знали о полезных свойствах этого замечательного дерева».
Давайте рассмотрим что лежит у вас на подносах (дети отвечают). Правильно, да это дегтярное мыло, березовые почки, веточки березы и листья. Давайте их рассмотрим. Как вы думаете: «для чего все это нужно человеку? (ответы детей). Березовый веник изгоняет болезни и дает бодрость и силу. Заваренными березовыми почками лечат многие болезни. Березовыми листьями красят на праздник Пасху яйца. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.
А весной, когда все живое оживает, деревья просыпаются и у них начинается сокодвижение. У березы сок особенно вкусный и полезный, там просто кладезь витаминов. Вот и стали люди употреблять березовый сок для укрепления своего здоровья. Ребята, а кто пробовал березовый сок? Давай те мы с вами его попробуем (дети с педагогом пробуют сок) Ребята, а какой он на вкус? (Ответы детей). А знаете ли вы, как правильно нужно брать у березки сок? После того как сделали в дереве надрез и набрали сок, обязательно нужно ранку замазать глиной, чтобы наше дерево не погибло.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной. Поэтому Новый год встречали не елочкой как сейчас, а с березой. В это время люди приступали к сельскохозяйственным работам, убирали урожай на полях и огородах. В виду того, что весна на юг нашей страны и на север приходила в разные сроки, первым месяцем был март.
И сегодня, как в древности, люди ходят в березовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у березки помощи, только вот нужно помнить, что брать всегда необходимо с умом, не нанося непоправимый вред природе». Закончить нашу с вами интересную беседу, хочется словами русской народной песни «Березка»
«У красы березки платье серебрится. У красы березки зеленые косицы. Со двора к березке выскочили козы. Стали грызть березку, а березка — в слезы. Защищать березку стали мы гурьбою, чтоб краса – березка выросла большою».
|