Воспитатель: Зеленченкова И. В
Цель:
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды: без цвета (прозрачная), без запаха, без вкуса.
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
- Развивать у детей фонематический слух.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
- Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
- Проведение экспериментов с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
- Чтение художественной литературы по теме «Вода».
Оборудование и материал: наблюдение за водой на прогулке. кроссворд, прозрачные стаканчики, слайд — шоу на тему «Вода», Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы, макет речки, кисточки, салфетки, подставки, костюм Капитошки.
Ход занятия:
Часть 1
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч- Привык он с них всю жизнь срываться И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг, О камни разбиваться вдрызг!
Ответы детей:
1. Водопад
Над лесами, городами, Над просторами полей Проплывают караваны Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли Эти чудо корабли.
Ответы детей:
- Небо
- Облака
Меня ждали, Меня звали, Показался — убежали. Ответы детей:
1. Дождь
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем Ищем, ищем – не найдем.
Ответы детей:
- Капельки воды
- Роса
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
В:Какая бывает вода?
Ответы детей:
- Прозрачная
- Холодная
- Газированная
- Горячая или теплая
- Пресная и соленая
В:Что вода делает?
Ответы детей:
- Течет
- Льется
- Капает
- Замерзает и тает
- В ручейке журчит
В:Для чего вода нужна человеку?
Ответы детей:
- Пить
- Мыться, купаться
- Готовить еду
- Мыть посуду
- Стирать белье
- Поливать растения
Часть 2
Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?
(Дети садятся за столы)
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Ответы детей:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Ответы детей:
- Слушать воспитателя
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните.
Ну, что приступим
Дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей:
- Нет.
- Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Ответы детей:
- Вода становится чистой.
- прозрачной
В: А что стало с нашей бумагой?
Ответы детей:
- Бумага темная, вся в песке
- Бумага стала грязная
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода прозрачная.
2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод – не имеет запаха и без вкуса.
3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Ответы детей:
1. За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Ответы детей:
- Сладкий
- Вкусный, сладенький
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
- прозрачность
- нет запаха
- без вкуса
- растворитель.
Молодцы! Опыты прошли замечательно!
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой На цветы – круговые движения правой рукой И на дорожку – обе руки перед собой Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Часть 3. Творческая работа
В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.
Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой.
Часть 4.
Игровой практикум: «Капитошка»
В: Где встречается капелька воды?
Ответы детей:
- В капельке дождя
- В ручейке
- В реке
- В океане…
В: А кто это к нам пришел? Ты кто?
- Я капелька
В: Как зовут тебя?
- Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Давайте поиграем
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
- Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, и какую пользу приносят.
Дети идут по группе и делают остановки.
I-уголок природы — возле растений.
Ответы детей:
цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)
III-мойка в подсобном помещении
Ответы детей:
Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)
IV –игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Ответы детей:
Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)
V-туалетная комната
Ответы детей:
Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
VI – У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)
В: Ну вот, Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Ответы детей:
Водопроводные
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку)
Часть 5.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
В: Вы, слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане, И в водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда!
Итог занятия
Слайд – шоу «Чистая вода»
В: чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?
Наполнен дом Живой и ясной Родниковый глаз Водой прозрачной
Светится для нас. Ты эту чистоту Не замути, Когда тебе
Он встретится в пути. Пока ты жив – Нужны тебе всегда: Друзья и хлеб,
И чистая вода! Да будет чистым Родниковый глаз! Да будет счастлива Земля у нас.
|