ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по предмету «Методика ознакомления детей с природой»
Студентки 3 курса группы Д-30 Демиховой Надежды Игоревны Департамент образования города Москвы Педагогический колледж №15
Глава 1.
Теоретические основы проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
§1. Понятие «экологическое воспитание».
§2. Известные педагоги и психологи об экологическом воспитании.
Скачать конспект
§3. Средства экологического воспитания дошкольников.
§4. Особенности формирования интереса подготовительной группы.
Глава 2.
Пути и средства формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста.
§1. Анализ программ воспитания и обучения детей в детском саду.
§2. Выявление степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
§3. Пути и средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
§4. Характеристика степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение.
Актуальность темы экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе. В наше время атмосфера слишком ухудшилась особенно в ХХ, XXI веке. Слишком много свалок, заводов, загрязненных рек, озер, прудов и т. д.
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное использование привели к разрушению экологического равновесия.
В настоящее время из приоритетов педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации непригивного экологического воспитания, и культуры, которая поможет быть обеспеченным созданием определенной системы. Педагогической наукой достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды. С выходом в свет законов РФ (об охране окружающей природной среды) и постановлений (об экологическом образовании обучающихся в обучающих учреждениях РФ), экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разработанных форм и методов работы.
«Вспомним факты, которые обернулись катастрофой для человечества из-за экологического невежества людей. Услужливая память подскажет: кислотные дожди, радиоактивные могильники, Чернобыль…
Обратимся к повседневной жизни: не закрыли плотно водопроводный кран – всю ночь текла вода. Ходили на прогулку с детьми в лес, принесли охапку цветов – и тут же выбросили завядшие букеты. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежества в семье, в детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогические».
Так Г. А. Ягодин говорил о том, что «нынешняя ситуация характеризуется тем, что в области экологии три поколения находятся на одном и том же уровне знания, а вернее незнания своей среды обитания. Получается, что дед, отец и внук оказываются на одной линии старта».
«Усугубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы образования» — так говорила Николаева С.Н. в своей «программе экологического воспитания дошкольников», она же предлагает решать эту проблему «как можно раньше и до конца жизни, именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы – экологическое воспитание людей».
В концепции дошкольного воспитания период дошкольного детства определяется как начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность детям дошкольного возраста знаний в зависимости от роста и развития живых организмов, от факторов среды (С. Н. Николаева, Т.А. Ковальчук, А.Т. Запоревич). Наличие экологических представлений, эмоционального положительного отношения к природе и организации полезной деятельности, по мнению ряда авторов, является основой бережного отношения к природе.
Доцент Кондратьева Н.Н. разработала программу экологического воспитания и образования детей и пути ее реализации в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Она считает, что экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологического мира.
Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс воспитания в дошкольном возрасте.
Цель исследования: раскрыть пути.
Гипотеза исследования: эффективность экологического воспитания может быть достигнута при следующих условиях:
- создание уголков природы
- создание комнаты природы
- наличие площадки природы
- создание экологической тропы
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие об экологии, экологическом воспитании, экологической культуре
- выявить изменения в степени сформированности экологических знаний у дошкольников, в ходе опытов экспериментальной работы
Для реализации задач будут использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
- Изучение литературы по проблеме;
- Анализ и обобщение собственного опыта по данной проблеме;
- Изучение педагогического опыта;
(Аслодин К.Б. Экологическая азбука для детей подростков М.МНЭГУ. 1995г.)
4. Наблюдение, беседа с целью изучения особенностей овладения знаниями;
5. Анализ детских работ с целью выявления отношения к животным объектам,
6. Практическая работа;
(Аслодин К.Б. Экологическая азбука для детей подростков М.МНЭГУ. 1995г.)
Глава 1
Теоретические основы экологического воспитания детей
дошкольного возраста.
Природа влияет на всестороннее развитие личности, правильно организованные работы в природе развивают ребенка умственно (расширяют круг знаний о природе, воспитывают интерес к природе).
Нравственное воспитание.
Через природу мы воспитываем коллективизм, взаимопомощь, доброе чувство по отношению ко всему живому, уважение друг к другу влияет на физическое развитие ребенка. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР.
Экологическое воспитание – это формирование осознано правильного отношения детей к объектам природы.
Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное), потребность в ее познании.
Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как сознательная деятельность взрослого и ребенка. Наблюдения за цветущими растениями многократно повторяются, так как каждая новая встреча со знакомым предметом радует детей. Эта радость узнавания и есть познание.
Животные привлекают ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытается вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа.
Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.
(Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников)
Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно обращаться с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.
|