В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задачей педагогов становится привлечение детей дошкольного возраста к поиску новых форм взаимодействия с внешним миром.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. В положении ФГОС ДО сказано: «… ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать…обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…».
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами детской деятельности, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, рассказы о полученных впечатлениях, воплощение их в различной деятельности.
Так вот, чтобы детям было интереснее познавать окружающий мир, изучать состояние погоды и наблюдать за природными явлениями, в нашем детском саду установили метеостанцию.
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.
Комплекс различных приборов метеостанции помогает изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время. Метеостанции позволяют дошколятам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.
В комплекс метеостанции входят:
Флюгер (с вращающей стрелкой) – дети наблюдают за направлением ветра.
Компас – учит ориентироваться на местности и определяет стороны света: север, юг, запад, восток.
Снегометр – наблюдение за снежным покровом.
Дети совместно с воспитателем наблюдают за снежным покровом, измеряют его высоту.
Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной
140 см. шириной 6см и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской
и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.
Дождемер (имеет определенную емкость с измерительной шкалой), с помощью него дети измеряют количество осадков.
Термометр — с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.
Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.
А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.
Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом – дети, после оценки погодных условий, на стенде отмечают нужные показатели.
Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Имея такую метеостанцию в детском саду, дети с большим удовольствием приходят каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.
Для проведения метеонаблюдений, педагогами составляется план. Здесь составляется перечень бесед с детьми (Например: «Что такое погода и климат?», «Как измерить температуру воздуха», «Что такое дождь?», «Что такое ветер и как он возникает?» и тд.). Планируются дидактические игры, которые помогают освоить материал в игровой форме. ( «Какой сегодня день недели», «Угадай время года», «Снежинки», «Угадай –ка».)
С созданием метеостанции в ДОУ, появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, знакомит их с точными науками, учит их восхищенно смотреть на окружающую природу. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.
Список литературы:
Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. — №3.
Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. — №5
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6.
Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» для работы с детьми 3 -7 лет — 2017.
Интернет – ресурсы: https: //umnichka. shop/
|