Задачи:
1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
– Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
– Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.
– закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.
Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, слайды с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.
Ход занятия
I. — Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Ромашки». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»
-Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
-Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. Давайте мы полетим на воздушном шаре? Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
-Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
-Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
-Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
-Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату, на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)
(ответы детей)
-Мы хотели увидеть в цветочном городе красивую природу, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, яркое солнце, небо голубое. А увидели самое загрязненное место.
-Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем?
«Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что- то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»
Вопросы к детям:
-Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?
(Ответы детей)
-Я согласная с вами, жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
- Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Ответы детей)
I. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
-Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо.
Каринка «Моют машину в реке» – (красный фломастер) – плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках.
Картинка «Раненое дерево» – (зеленый фломастер) – Если у дерева ранка, нужно ранку залепить глиной; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой.
Картинка «Костер» – (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой.
Картинка «Кормушки. скворечник» – (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов.
Картинка «Мусор» – (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой.
Картинка «Посадка дерева» – (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых.
Картинка «Сорванный цветок» – (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.)
-Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!
2.
-Ребята скажите, а чем мы дышим?
-А может мы прожить без воздуха?
-Можем ли мы дышать грязным воздухом?
-А что загрязняет воздух? (Ответы детей)
-А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Ответы детей)
- Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Ответы детей)
-А как деревья помогают очищать воздух? (Ответы детей)
-Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Чем больше деревьев, тем чище воздух.
Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала? (Ответы детей)
- На заводские трубы поставить фильтры (картинка-фильтр/дети устанавливают на плакате фильтры)
-Посадили лес (дети на плакате прикрепляют растения).
3.
-Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река. Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить в такой реке удобно ли им плавать среди мусора? (Ответы детей)
- Давайте отчистим реку от мусора? (Ответы детей)
Эстафета «Чистый водоем»
Дети делятся на две команды. Перед ними два обруча. В каждом обруче: рыбы, водоросли, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд –очистить «реку» от мусора. Чья команда справиться быстрее и правильно, та и побеждает.
-Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то мутная!
Давайте проведем эксперимент по очищению воды?
Эксперимент
- Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям Цветочного городка очистить воду, (дети рассаживаются за столы).
- У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.
-Как мы можем отчистить воду с помощью данных предметов? (изготавливаем фильтр)
- Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр. Обращается внимание детей, как изменилась вода. Какая была вода? (мутная, грязная, с песком). А после фильтрации вода какой стала? (чистая).
- А можно ли это воду пить? (нет, сырую воду надо кипятить или нужны специальные фильтры).
- Ребята в таком водоеме могут жить рыбы? Давайте запустим рыбок в реку (дети прикрепляют рыбок на плакате).
Ребят давайте сделаем с вами вывод:
- Как мы помогали жителям Цветочным города?
Дети:
- Поставили фильтры на трубы завода;
- Посадили деревья в лесу;
- Отчистили реку;
- Убрали мусор;
- А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (все встают в маленький круг, затем, имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют).
- Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.
|