Взаимодействие ДОУ с родителями и детьми
Составила воспитатель: Мальцева О.И Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 16 «Малышок» Серпухов
Пояснительная записка.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Скачать конспект
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие — предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МДОУ детский сад№16 «Малышок»
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МДОУ
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МДОУ, как полноправных участников образовательного процесса
- пополнить ресурсную базу МДОУ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Этапы проекта.
1
этап Организационный
Цель — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
сентябрь
2
этап Содержательный
Цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
октябрь — апрель
3
этап Заключительный
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
май
Технология работы по проекту.
1.
Выделение проблемы
(определение противоречий) Сотрудничество между ДОУ и родителями рассматривается как необходимое условие для полноценногог развития ребенка
2.
Формировка гипотезы. Совместная инновационная работа позволит создать единое пространство ДОУ и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования
3. Постановка цели и определение задач. Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
4.
Определение вида проекта. Вид: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники: администрация ДОУ, педагоги, специалисты, родители.
5. Создание условий для реализации проекта (подбор литературы, пособий). Пополнение ресурсной базы ДОУ
Методическая литература.
Наглядный материал
Организация мероприятий
6.
Подбор форм и методов работы. Родительские собрания, консультации (индивидуальные и групповые), наглядная аггитация, "Круглые столы", анкетирование, стенгазеты, коллажи, фотовыставки, конкурсы, информация на сайте ДОУ.
7.
Реализация проекта.
В совместной деятельности администрации ДОУ, педагогов и родителей.
8.
Получение конечного результата (итогового мероприятия). • Фотовыставка "Детский сад — дом родной здесь мы весело живем"
- Презентация: Итоги воспитательно -образовательной работы за 2015-2017 уч. год
9. Оценка эффективности (наличие заинтересованности участников проекта) Анкетирование "Оценка деятельности ДОУ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Предпологаемый результат:
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и спмьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи.
- формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе.
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
- открытости м доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта
- заинтересованность родителей
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
- Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
- Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
- Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
- Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 г. № 47 -48
- Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
- Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
- Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
- Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С., 1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой. М. КРОН ПРЕСС, 1998.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007год
|