Паспорт проекта.
Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным.
Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.
Поэтому мы решили внедрить в образовательный процесс познавательно – исследовательский проект «Подводный мир».
Скачать конспект
Именно специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Объект исследования – морские и речные обитатели.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта – краткосрочный
Срок реализации проекта: 25.02. 2019-1. 03. 2019
Руководитель проекта: Курманенко Л.И.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители (законные представители) воспитанников.
Тема проекта «Подводный мир».
Цель проекта Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».
Задачи проекта Формировать у детей представления о морских обитателях; представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Принципы реализации проекта Принцип научности: отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; формирование умений наблюдать и анализировать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, рассуждать, рассказывать и т.д.
Принцип доступности и нарастающей трудности: правильный переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
Принцип системности и последовательности заключается в передаче нового материала в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего (Я. А. Коменский).
Принцип демократизации: индивидуально-ориентированный характер образовательного процесса; взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников; вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) в организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Предметно — средовой принцип: организация среды, соответствующей потребностям деятельного ребенка. Пространство группы организуется в виде зон (центров, уголков), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям. Оснащение центров изменяется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Формы реализации проекта -совместная деятельность в режимных моментах;
- совместная и самостоятельная деятельность
- творческая деятельность детей
- совместная деятельность родителей и детей.
Ожидаемый результат Воспитанник:
со сформированными представлениями о морских обитателях; о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, о способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- умеющий сравнивать и анализировать.
- с развитым воображением, мышлением в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- с обогатившим словарным запасом о подводном мире.
- умеющий передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
- бережно относящийся к природе.
Родители.
Активно принимающие, участие в проектной деятельности.
2. Содержательная часть
Этапы работы.
Подготовительный этап:
- подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта
- Первый этап.
Что мы знаем.
Рыбы плавают в воде.
Рыбы не могут жить без воды.
Что хотим узнать?
Почему одни рыбы живут в реке, а другие в море.
Чем питаются рыбы.
Почему рыбы не погибают в соленом море.
Какую пользу море приносит человеку.
Как беречь подводных обитателей.
Как мы это узнаем
Прочитать в энциклопедии;
Прочитать в интернете;
Обратиться за помощью к родителям;
Создать
Провести опыты: сможет ли рыбы прожить без воды.
Придумать сказки об морских обитателях
Второй этап: исследовательский — творческий.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы с просмотром презентаций: «Моря нашей страны (Черное, Азовское)», «Море и его обитатели», «Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев».
Рассматривание репродукций картин по теме проекта:
- И.К. Айвазовский «Чёрное море»
- А. Рылов «В голубом просторе»
- А. Боголюбов «Парусник в море»
- Дидактические игры: «Отгадай загадку», «У кого, что», «Кто, чем питается?»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Беседа «Море в опасности»,
«Беседа «Безопасность на воде»
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Аквалангисты».
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевые игры: «Бывает, не бывает?», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…»
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Морские обитатели».
Составление описательных рассказов о морских обитателях.
Чтение:
- С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
- А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- А. С. Пушкин «Сказка о царе Султане»,
- Г. Х. Андерсен «Русалочка»,
- П. П. Ершов «Конек – Горбунок».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
Лепка «Плавают по морю киты и кашалоты»,
Аппликация «Подводный мир», «Аквариум»
Коллаж «Безопасность на воде».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Рыбак и рыбки», «Водолаз».
Сотрудничество с родителями:
Заключительный этап:
Совместный коллаж «Подводный мир»
Оценочно – рефлексивный этап.
По результатам наблюдений и совместной организованной деятельности можно сделать вывод, что в ходе реализации данного проекта у детей сформировались представления о морских обитателях; представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- дети научились сравнивать и анализировать.
- Обогатился словарный запас их знания о подводном мире.
- дети научились передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
- дети стали бережно относиться к природе..
Вывод.
В ходе осуществления проекта «Подводный мир» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.
В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы.
Так же была проведена работа с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море. Родители оказали помощь в создании коллективного панно: «Морские просторы».
Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности детей.
|