ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Григорьева-Александрова Наталия Витальевна Преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1) Северо-Западный регион, г.Санкт-Петербург
Экологический мастер-класс «Ёжик с яблоком в траве» (логопедическая группа с ТНР)
Наш экологический мастер-класс хотелось бы начать с выдержки известного педагога В. А. Сухомлинского: «…От них (от рук), образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе…».
Скачать мастер-класс
Проводя свои наблюдения в ДОУ, я пришла к выводу, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.
Плохая моторика пальцев дает низкие результаты при выполнении таких заданий как: обвести данную фигуру, вырезать шаблон, нарезать на полоски (имитация травы), нарисовать по образцу, правильно заштриховать рисунок по контуру и т. д. При выполнении задания ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Но если «расширить границы» занятия, дополнить его аудио (звуки), его можно «оживить», сделать более интересным. Заканчивая занятие, безусловно, нужно проиграть часть элементов полученного продукта.
Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку?
- На каждом занятии необходимо уделять 2-3 минуты на развитие мелкой моторики (обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что воспитатель требует от детей;
- Создать психологические условия, необходимые для эффективности занятий:
- Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».
- Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
- Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
- Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.
Итак, нами был выбран для практической реализации экологический мастер-класс «Ёжик с яблоком в траве».
Цель мастер-класса:
1. Формирование у дошкольников экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде через стимулирование творческой активности и способности к самостоятельному творчеству и саморазвитию.
Задачи мастер-класса:
- обогащать знания о живой и неживой природе;
- формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- развивать творческое воображение, мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- воспитывать любовь к природе.
Методы:
- Демонстрация;
- Объяснение;
- Наблюдение;
- Упражнение.
Раздел: экологическое образование дошкольников
Для проведения экологического мастер-класса нам понадобятся материалы аудио запись (звук фырканья ежика), цветные листы (зеленые) формат В6, цветные карандаши, готовые рабочие листы с ёжиком, клей-карандаш, ножницы (фото1)
Оборудование: ноутбук
Планируемый результат: (фото 2 и 3)
Экологический мастер-класс «Ёжик с яблоком в траве»
Шур-шур-шур — в траве иголки! Да?! На сосенке иль ёлке?! На иголках тех листочки! На осине иль дубочке?!
Пчих-пчих-пчих чихнул там носик! Может, это паровозик?! Вот следы от лапок-ножек!
Ну, конечно, это …
(Ёжик)
Шаг 1:Организационный момент ( «сюрпризный момент»: стихотворение или загадка про ежа). Раздать материалы для мастер-класса (рабочие листы с изображением ежика, цветные карандаши); (фото 4)
Шаг 2:Раскрашиваем ёжика цветными карандашами; (фото 5)
Шаг 3:Раздать цветную бумагу и ножницы, провести инструктаж по технике безопасности; (фото 6)
Шаг 4: Показать вид нарезки цветной мягкой бумаги, делаем «траву», проводим инструктаж по работе с клей-карандашом (фото 7)
Шаг 5: Начинаем собирать поделку, раскладываем «траву» и клеим (фото 8)
Шаг 6: Получили готовую поделку, начинаем проигрывать, включаем аудио запись фырканья ежика. (- Давайте мы с вами представим, что мы пошли в лес. Вдруг на лесной полянке зашевелилась травка, мы с Вами тихонько посмотрим, КТО у нас спрятался в траве? звучат ответы детей)
Спасибо за участие в экологическом мастер-классе!!!
Источники:
- Методическая разработка по программе обучения детей в детском саду «ВРЕМЕНА ГОДА», серия «Окружающий мир», издательство «Адонис», Москва, 2010г. -8стр.;
- В лесу. Находилки-развивалки, Гвинет Минте, Ханс-Гюнтер Дёринг, серия «Вы и Ваш ребенок», перевод на русский язык «В. Соловьева, издательство ПИТЕР, СПб, 2016г., -24стр. (стр. 5-6 занятие «Что происходит ночью в лесу?);
- Сборник развивающих детских загадок: po-ymy. ru/zagadki-pro-ezhika;
- Энциклопедия для малышей ЧУДО-ВСЮДУ Мир животных и растений Т.Д. Нуждина, серия «Мои первые книжки», издательство «Академия развития. Академия, К*», Ярославль, 1999г. -320стр. (стр. 32-33);
- Оформление мастер-класса: kladraz. ru/voprosy-i-otvety/kak-oformit-konkursnuyu-rabotu;
- Аудио (звук фырканья ежика): zvukipro. com/jivotnie/279-zvuki-ezhika.
- Цитаты педагогов: rita. netnado. ru.
- Выдержки из материалов выступления по теме «Поддержание психического здоровья с использованием арт-технологий в обучении учеников с речевой патологией» Н.В. Григорьевой-Александровой на VI Российском Форуме с международным участием, посвященный 120-летию А.Ф. Тура и 80-летию кафедры пропедевтики детских болезней СПбГПМУ «ПЕДИАТРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ», VI Научно-практической конференции с международным участием «ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВЗГЛЯД ВРАЧА И ПЕДАГОГА» 4-5 сентября 2014 года.
|