Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группах по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Путешествие в лес"
Интегрированное занятие включает в себя разделы:
- познавательная деятельность (экология; ознакомление с окружающим);
- речевое развитие
- художественно-эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие).
Задачи:
- Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.
- Закрепить обобщающее понятие "деревья".
- Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать воображение, мышление;
- Учить слушать музыку; выполнять под музыку движения;
- Закреплять умение рисовать акварельными красками, правильно держать в руке кисть, учить рисовать осенний лес.
Ход занятия
I. Предварительная работа. Беседа с детьми.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.
- А какие деревья вы знаете?
- Где растёт много деревьев?
-Что происходит с деревьями осенью, зимой?
- Поставить детям музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года» (вопросы по музыкальному произведению: ребята, вам понравилась музыка? Как вы думаете, как называется это произведение? Какая была музыка: весёлая, грустная, тревожная, громкая, тихая, медленная, быстрая? И тд.)
II. Знакомство с темой.
Музыкальная разминка Е.Железнова «Автобус». Дети сидят на стульях и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку в автобусе.
Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображен лес.
Вопрос: Ребята, посмотрите внимательно, куда мы с вами приехали? Ответы детей. Правильно, в лес. А что вы знаете про лес? Что такое лес? Посмотрите и послушайте.
- Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
- Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.
- Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.
- Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад. А какие деревья зимой, посмотрите внимательно. Иллюстрации зимнего леса.
- Деревья бывают лиственными.
- Почему их так называют?
- Назовите лиственные деревья.
- Бывают и хвойные деревья.
- Почему их так называют?
- Назовите хвойные деревья (.Воспитатель показывает иллюстрации)
- Посмотрите на деревья.
- Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?. (Воспитатель показывает иллюстрации)
- Для чего дереву нужны корни? (Воспитатель показывает иллюстрации)
- Для чего нужна кора на стволе? Воспитатель показывает иллюстрации)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что нельзя делать в лесу? Ответы детей. А можно в лесу играть в мяч? Можно. Давайте поиграем.
III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист? ” (игра на развитие речи)
- Лист берёзы – берёзовый лист.
- Лист дуба – дубовый лист.
- Лист липы – липовый лист.
- Лист осины – осиновый лист.
- Лист клёна – кленовый лист.
- Лист тополя – тополиный лист.
- Лист рябины – рябиновый лист.
- Хвоя ели – еловая хвоя.
- Хвоя сосны – сосновая хвоя.
Молодцы, все хорошо справились с заданием. А у меня есть для вас еще одно задание. Проверим запомнили ли вы какие бывают деревья. Слушайте внимательно загадки.
IV. Загадки
- Весной роняет слёзы белая (берёза).
- Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа).
- Если дует ветерок, задрожит её листок (осина).
- В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёное и колкое оно зовётся (елкой).
- Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красные ягоды клюют (рябина).
- Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).
- Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево).
Ребята, как хорошо вы умеете разгадывать загадки. Молодцы.
Сюрпризный момент.
Посмотрите, что я нашла под елью в нашем волшебном лесу. Показывает коробку перевязанную лентой. А что же там? Показывает коробку с игрой. Давайте поиграем?
V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”
- Клён, рябина, ель, тюльпан.
- Берёза, дуб, шиповник, тополь.
- Ель, смородина, рябина, дуб.
- Осина, липа, ель, клубника.
- Малина, клён, сосна, тополь.
VI. Заключение. Муз. разминка Е.Железнова «Автобус». Возвращаемся домой из леса.
- Ребята, вот мы с вами и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были, о чём говорили, что видели? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Когда деревья скидывают листья и зачем? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?
На столах детей лежат листы бумаги, баночки с водой, акварельные краски, кисти, салфетки. Ребята, мы побывали с вами в осеннем лесу, вы сейчас превратитесь в художников и нарисуете свой осенний лес. Дети рисуют. Воспитатель помогает. Выставка детских работ.
|