Резникова Елена Валентиновна. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Русская национальная одежда»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Русская национальная одежда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33 города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)

Подготовила и провела: воспитатель Резникова Е.В. г. Каменск – Шахтинский 2016 – 2017 учебный год

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений о русской одежде (женской и мужской), о способах создания и украшения этой одежды развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование.

Скачать конспект

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • «Речевое развитие» — обогащение активного словаря (рубаха, порты, картуз, малахай, зипун, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, гривна, зарукавье)
  • «Физическое развитие» — приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук.
  • «Познавательное развитие» — формирование первичных представлений о русской народной одежде, мужской и женской, об изготовлении тканей из которой шилась одежда, способах ее украшения; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки русской мужской и женской одежды; способы

украшения ткани для одежды и самой одежды; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование для педагога: клубочек, презентация «Русская народная одежда», экран, картинки с изображением растений, при помощи которых окрашивали ткани, колбочки с растворами красок, коллекция «Лен», образцы набивных тканей, образцы русской народной вышивки, таблицы с изображением мужской и женской одежды, символов для украшения одежды вышивкой, картинки для игры – мужская и женская одежда

Оборудование для детей:

печати, заготовки – ткань для нанесения набивного рисунка, силуэты рубахи, сарафана, пояса, символы – детали для создания оберегов на одежде.

влажные салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей: «Вы пришли сегодня такие нарядные. А вы знаете, во что вы одеты?» Дети называют предметы одежды.

А как одним словом назвать их?

Воспитатель достает из корзиночки клубочек ниток. Я очень люблю вязать, и у меня очень много клубочков пряжи. Один из клубочков оказался волшебным. Они лежат в корзинке. Вдруг из корзинки с клубочками раздается голос — «Я хочу познакомиться с детьми и помочь им многое узнать

об одежде!»

Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно)

Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.

Ребята, а вы знаете как называется наша страна? Россия.

В старину нашу страну называли Русь.

Клубочек говорит: «Я вам помогу попасть на древнюю Русь. Ступайте за мной. Только крепко держитесь за руки.»

Воспитатель, держа клубочек за ниточку, ведет детей змейкой по группе под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.

(слайды презентации)

В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал

человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором.

Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази»

Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам).

(слайды презентации)

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою — изготовленную дома, в домашних условиях на станке.

Ткани изготавливали из шерстяных и льняных ниток.

Как вы думаете, откуда брали шерстяные нитки?

Нитки делали из шерсти барашка.

Пальчиковая гимнастика «Пострижем барашка и спрядем нитки» и

динамическая пауза «Барашек» (ты скажи барашек наш…)

Также нити изготавливали из льна. Рассматривают коллекцию.

(слайды презентации)

Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.

- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).

- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)

На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

Воспитатель показывает растения – картинки и какую краску делали из этого растения.

Художественное экспериментирование:

У детей на столах кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.

(слайды презентации)

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

- Мужской головной убор того времени — колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

В холодную зимнюю носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)

Вывод: Давайте ещё раз назовем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

Используются таблицы со схематическим изображением мужской одежды.

(слайды презентации)

Основной одеждой женщин была длинная сорочка.

Поверх сорочки надевали сарафан.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках.

Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки?)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее.

Вывод: Итак женская одежда – это … (продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)

Используются таблицы со схематическим изображением женской одежды.

Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».

(Ребята делятся на 2 команды)

Вы должны последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.

Воспитатель показывает образцы вышивок.

На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» — увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)

Воспитатель показывает карточки с символами.

- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:

волнистые линии означали — символ воды

красные круги — символ солнца

крест — это тоже символ солнца

ромб — символ земли, плодородия

цветы – символ богатства

- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство

Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Задание: «Составь оберег»

- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде.

- Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)

Пока ребята выполняют работу звучит русская народная музыка.

Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Что вам запомнилось, больше всего понравилось, пока вы были добрыми мастерами?

Вот и подошло наше путешествие к концу- давайте возвращаться домой, нас уже ждут в детском саду. А волшебный клубочек поможет нам найти дорогу.

Под русскую народную песню «Во поле береза стояла» дети вместе с воспитателем, идя змейкой, выходят из группы.

Просмотров: 577
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Балакина Евгения Алексеевна. Мастер–класс с родителями и детьми подготовительной к школе группы «Изготовление светоотражающего элемента для одежды ребёнка»
  • Соломеина Людмила Игоревна. Конспект занятия по развитие речи для детей средней группы «Зимняя одежда»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Харина Яна Владимировна. Конспект НОД по социализации (трудовое обучение) в средней группе на тему «Стирка кукольной одежды»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи «Описание предметов зимней одежды» (вторая младшая группа)
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Ирина Александровна Фомина. Конспект НОД ОО 'Познание' (Формирование целостной картины мира) подготовительная к школе группа беседа на тему: «Одежда.Ткани»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Муртазалиева Саида Муртазалиевна. Комплексно-тематический план образовательной деятельности в средней группе на октябрь. Тема «Одежда, обувь и головные уборы».
  • Ахметзянова Алсу Маслявиевна. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь.
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Светлана Самойлова. План – конспект НОД с детьми средней группы. Тема недели: «Ателье» (одежда, обувь, головные уборы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь