Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33 города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Подготовила и провела: воспитатель Резникова Е.В. г. Каменск – Шахтинский 2016 – 2017 учебный год
Задачи приоритетной образовательной области:
- «Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений о русской одежде (женской и мужской), о способах создания и украшения этой одежды развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование.
Скачать конспект
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
- «Речевое развитие» — обогащение активного словаря (рубаха, порты, картуз, малахай, зипун, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, гривна, зарукавье)
- «Физическое развитие» — приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук.
- «Познавательное развитие» — формирование первичных представлений о русской народной одежде, мужской и женской, об изготовлении тканей из которой шилась одежда, способах ее украшения; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки русской мужской и женской одежды; способы
украшения ткани для одежды и самой одежды; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование для педагога: клубочек, презентация «Русская народная одежда», экран, картинки с изображением растений, при помощи которых окрашивали ткани, колбочки с растворами красок, коллекция «Лен», образцы набивных тканей, образцы русской народной вышивки, таблицы с изображением мужской и женской одежды, символов для украшения одежды вышивкой, картинки для игры – мужская и женская одежда
Оборудование для детей:
печати, заготовки – ткань для нанесения набивного рисунка, силуэты рубахи, сарафана, пояса, символы – детали для создания оберегов на одежде.
влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает детей: «Вы пришли сегодня такие нарядные. А вы знаете, во что вы одеты?» Дети называют предметы одежды.
А как одним словом назвать их?
Воспитатель достает из корзиночки клубочек ниток. Я очень люблю вязать, и у меня очень много клубочков пряжи. Один из клубочков оказался волшебным. Они лежат в корзинке. Вдруг из корзинки с клубочками раздается голос — «Я хочу познакомиться с детьми и помочь им многое узнать
об одежде!»
Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно)
Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.
Ребята, а вы знаете как называется наша страна? Россия.
В старину нашу страну называли Русь.
Клубочек говорит: «Я вам помогу попасть на древнюю Русь. Ступайте за мной. Только крепко держитесь за руки.»
Воспитатель, держа клубочек за ниточку, ведет детей змейкой по группе под русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.
(слайды презентации)
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал
человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором.
Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази»
Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам).
(слайды презентации)
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою — изготовленную дома, в домашних условиях на станке.
Ткани изготавливали из шерстяных и льняных ниток.
Как вы думаете, откуда брали шерстяные нитки?
Нитки делали из шерсти барашка.
Пальчиковая гимнастика «Пострижем барашка и спрядем нитки» и
динамическая пауза «Барашек» (ты скажи барашек наш…)
Также нити изготавливали из льна. Рассматривают коллекцию.
(слайды презентации)
Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.
- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).
- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)
На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.
Воспитатель показывает растения – картинки и какую краску делали из этого растения.
Художественное экспериментирование:
У детей на столах кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.
(слайды презентации)
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени — колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
В холодную зимнюю носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
Вывод: Давайте ещё раз назовем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
Используются таблицы со схематическим изображением мужской одежды.
(слайды презентации)
Основной одеждой женщин была длинная сорочка.
Поверх сорочки надевали сарафан.
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках.
Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки?)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее.
Вывод: Итак женская одежда – это … (продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)
Используются таблицы со схематическим изображением женской одежды.
Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».
(Ребята делятся на 2 команды)
Вы должны последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.
Воспитатель показывает образцы вышивок.
На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» — увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)
Воспитатель показывает карточки с символами.
- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:
волнистые линии означали — символ воды
красные круги — символ солнца
крест — это тоже символ солнца
ромб — символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Задание: «Составь оберег»
- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде.
- Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
Пока ребята выполняют работу звучит русская народная музыка.
Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Что вам запомнилось, больше всего понравилось, пока вы были добрыми мастерами?
Вот и подошло наше путешествие к концу- давайте возвращаться домой, нас уже ждут в детском саду. А волшебный клубочек поможет нам найти дорогу.
Под русскую народную песню «Во поле береза стояла» дети вместе с воспитателем, идя змейкой, выходят из группы.
|