«Дошкольный возраст – начальный этап развития личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В это время закладывается положительное отношение к природе, к себе и к окружающим людям», — пишет Н. А. Карпухина [2, с. 4].
Осознанно-правильное отношение детей к природному миру строится на ее чувственном восприятии и познании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Одно из основных средств познания природы – это наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог способствует воспитанию у детей многих положительных качеств личности, таких как познавательный интерес и любознательность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому.
Увлекательные наблюдения на прогулках, помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, сделать свои первые выводы.
Детей второй младшей группы привлекаю к систематическим наблюдениям с помощью создания игровой мотивации – у нас на участке есть зеленый островок, где живет любопытная цапля которая постоянно задает разные вопросы поискового характера. Стараюсь вопросы продумать так, чтобы дети могли самостоятельно на них ответить, например, осенью, когда солнечных дней становится меньше, цапля спрашивает: «Куда спряталось солнышко?» Мы вместе с детьми рассматриваем хмурое, пасмурное небо и отмечаем что солнышко спрятали тучки, которые стали очень часто появляться на небе.
Наиболее наглядные изменения происходят осенью в растительном мире. Обращаю внимание детей на то, что под деревьями лежат опавшие листья, спрашиваю: «Почему листочки упали?». Отмечаем, что наступила осень, стало холодно, листочки желтеют и падают. Детям нравится их собирать: они разноцветные, разной формы. Предлагаю детям собрать осенний букет, чтобы украсить им центр природы. На последующих прогулках продолжаем наблюдать за опавшими листьями. Они являются прекрасным материалом для развития познавательного интереса. Спрашиваю у детей: «У всех ли деревьев одинаковые листья?» Ребята рассматривают, сравнивают и убеждаются, что у разных деревьев разные листья по цвету и форме. При рассматривании собранных листьев, прошу детей отобрать самые красивые, спрашиваю, почему они понравились ребенку. Эти упражнения помогают детям лучше всмотреться и заметить разнообразие цвета и формы листьев. Для развития наблюдательности и познавательного интереса у детей использую листья в играх, например, цапля просит детей принести листья березы, спрашивает какого они цвета, затем просит принести по одному листочку красного цвета. Затем я предлагаю детям выложить из листьев красивую дорожку на скамеечке, чередуя красные и желтые листья. Полюбовавшись красочной дорожкой, берем листья в детский сад, наклеиваем их на большой лист бумаги и украшаем природный уголок. Получившейся разноцветный ковер дети очень любят рассматривать. Им вспоминаются прогулки, и каждый показывает «свой» листок.
Осенью часто можно видеть, как птицы собираются в большие стаи и громко кричат (грачи). Обращаю на них внимание детей и объясняю, что скоро птицы улетят в теплые края.
Зимой отмечаем с детьми, что солнце появляется реже, стало холодно. Уже в конце осени появляются отдельные снежинки, которые рассматриваем вместе с детьми с помощью лупы, любуемся их красивым узором, затем выпадает первый снег все вокруг становится белым и чистым. Это удивляет маленьких детей, и когда они приходят в детский сад, спешат поделиться новостью с воспитателем и другими детьми о первом снеге. Я разделяю их радость, говорю, что сегодня на прогулке обязательно рассмотрим снег. Выйдя на прогулку обращаю внимание детей какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось, все белое, чистое. Спрашиваю детей, как они думают какое время года наступило, дети отвечают, что наступила зима. На следующей прогулке раздаю детям маленькие лопатки и предлагаю подкинуть снег вверх. Он разлетается, делаем вывод вместе с детьми: снег пушистый, легкий. Вместе с детьми расчищаем дорожки, все время повторяя, что снег пушистый, легкий. В конце прогулки предлагаю положить снег на ладошку, дети чувствуют, что снег холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его нет на руке, объясняю, что он растаял на теплой ладошке.
Во время зимних прогулок также организую наблюдения за деревьями, вспоминаем строение, отмечаем, что на ветках нет листьев: они опали осенью. На следующей прогулке отмечаем, что деревья бывают разные по высоте. Организовываем игру «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги!» Объясняю детям, что деревья зимой надо беречь: не обламывать веток, не играть у самых корней. Когда выпадает много снега, надо отряхивать снег с веток, чтобы они не сломались.
Зимой организуем подкормку птиц и наблюдаем за ними, сначала за голубями, рассматриваем их строение, повадки. Затем организуем наблюдения за воробьями. Потом делаем сравнительную характеристику птиц (тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но есть у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует — воробей чирикает, голубь ходит – воробей прыгает).
Весной дети замечают, что солнышко иное: оно очень яркое и теплое – так и хочется снять варежки и протянуть ручки к солнышку. Играем с детьми с солнечным зайчиком. Под крышей наблюдаем много сосулек, которые красиво сверкают на солнышке – это солнце греет и растапливает снег. Набираем в формочки снег и ставим на солнышко, вскоре в формочках образуется вода. Позже появляются лужи. Утром они затянуты льдом, который можно легко разбить лопаткой. Хрупкие прозрачные льдинки летят в разные стороны, рассматриваем их, делаем вывод, что льдинки прозрачные, похожи на стекло. Предлагаю детям взять их в руки, отмечаем что лед тоже холодный и тает в теплых ладошках. Днем лужи тают, увеличиваются, спрашиваю детей: «Куда же делся лед?» «На солнышке растаял!» — делают вывод дети. И вот уже несутся по двору с журчанием ручьи, к которым устремляется детвора. Малыши бросают в воду палки, щепки, камешки и бегут смотреть, куда они поплывут. «А почему мой камешек не плавает? Где он?» — спрашивает малыш, бросив камень в воду. «Камень тяжелый – он утонул, поясняю я, — а щепочка плавает – она легкая». Так дети познают свойства некоторых материалов.
Весной знакомим детей с цветущими плодовыми деревьями. Любуемся красотой цветущей яблони с розовыми душистыми цветками, дети нюхают цветы, наблюдают за тем, как много пчел прилетает за цветочным соком, из которого они потом делают сладкий душистый мед. Знакомим детей с первоцветами. Как только просыхает земля дети начинают отыскивать разных жуков и букашек. Вместе с детьми замечаем, что одни жуки только ползают, а другие могут и летать. Позже наблюдаем за прилетевшими грачами, как они прогуливаются по подсохшим дорожкам, какое у них черное блестящее оперение, большой клюв.
Трудно не согласиться со словами М. В. Лучич, что «дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом есть воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети обязательно захотят узнать еще больше» [3, с. 3].
Литература:
- Бережнова С.В., Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников – Волгоград: Учитель, 2008.
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика – Воронеж: ИП Лукоценин С.С., 2009.
- Лучич М. В. Детям о природе: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
|