Познавательно- творческий проект «История Кремля»
Шатры на холме.
На слиянии Москвы- реки и притока ее Неглинной, на самой стрелке стоял высокий холм, поросший густым бором и потому прозванный Боровицким. В незапамятные времена здесь было капище- а попросту языческий храм- огороженный земляным валом. До сего дня глубоко под землей находят тут серебряные обручи и серьги, и неведомо как занесенные сюда аравийские монеты 11 века.
Пришло на Русь христианство, и уже на месте угасшего поселения древних вятичей срублены были невысокие избы, собравшиеся в небольшое русское сельцо. С него и пошло владение богатого боярина Степана Ивановича Кучки.
Но пробежало еще время и явился в тех местах сын Владимира Мономаха, князь Юрий Долгорукий. «Полюбя вельми место сие, — говорится в летописи, — заложил он град»
А в 1156 году возвели по велению князя на вершине Боровицкого холма деревянный частокол. Небольшой была та огороженная землица — всего то тысяча на тысячу шагов. Зернышко, орешек на просторах, раскинувшихся за Москвой- рекой. Но стало это зернышко началом Кремля Московского!!!
Скачать презентацию
Скачать конспект
Но сначала не Кремлем звали то место, а городом. А попросту огороженным местом, где при первой опасности искали защиты местные люди. Не было тут пока ни хором боярских, ни княжьего дворца. А поэтому даже через полстолетия, в 1207 году великий князь Всеволод принимал гостей в раскинувшихся двух богатых шатрах.
Крепкий орешек палисад.
Пробежало почти сто лет, и Москва уже стала в ряд сильных городов русских. И в 1234 году первым принял на себя гордое звание князя Московского Даниил – сын знаменитого Александра Невского. А коли утвердилась Москва центром целого удельного княжества, то пристало ей иметь и крепость настоящую. Ведь походя жгли Москву и рязанцы, и батыевы полчища.
И в 1300 году Даниил Александрович обнес высокий холм уже не деревянным частоколом, а надежным деревянным палисадом. По углам поставлены были башни. Но служили они всего лишь для наблюдения за неприятелем, и звались сторожевыми. По тем временам крепость считалась неприступной. С юга защищала ее Москва- река, с запада и севера — топкая Неглинная, вытекавшая из болота, а перед восточной стеной вырыли большой ров, соединивший обе реки.
Единственным материалом у мастеров строителей было дерево, а плотницкими инструментами- топоры, долото, тесла. Бревна не пилили, а рубили и тесали. И потому основой любого строения был сруб. Так делали колодцы, баньки, мельницы, амбары, избы, храмы, башни, мосты и стены.
Построили и красивый княжеский дворец. Из-под топоров возникали светлые терема, с широкими окнами, обрамленными деревянной резьбой. Высились и кресты церквей. Были и кладбища, и хозяйственные княжеские дворы- конюшни, житница.
Много амбаров и изб лепилось вдоль стен, заполняя огороженное пространство и оставляя лишь кривые улочки. Чтобы не утопнуть в грязи жители перебрасывали от дома к дому досточки…вот такими были раньше улицы кремля — совсем не мощеными камнем, какими мы их видим сейчас…
Через реки и ров были переброшены бревенчатые мосты. А по другую сторону реки клубились зеленой листвой рощи и сады, ветерок доносил оттуда свежие запахи трав и цветов. К осени дарили сады плодами- яблоками, грушами, вишнями, смородиной, крыжовником. Жизнь в ту пору была немудрящей. В случае болезни использовались простые средства, лечились жаркой баней, вином с перцем, соком редьки, медом.
Но больше, чем болезней, опасались пожаров. И оттого запретов было много. Поздно сидеть в избе с огнем не велено, бани топить разрешалось только в указанные дни. Ночные сторожа объезжали огороженное место крепости, остерегая дома не только от воров, но и от огня- попросту следили, чтоб нигде не занялся огонь, не перекинулся на другие дома…
Новая столица.
К тому времени как вступил на престол князь Иван Калита, ханы золотой орды считали себя подлинными хозяевами русских княжеств и требовали большой дани. Платить Иван Калита не отказывался, но не желал быть всегда под страхом нападения татар. Надо было укреплять свою вотчину.
К тому времени князь уже был готов перенести столицу из Владимира-на-Клязьме, бывшего главного города Владимиро-Суздальского княжества, в Москву. И так явилось уже не просто удельное, но великое княжество Московское. Теперь и возводить тут пристало соборы, храмы, церкви, перестраивать княжеский дворец.
А еще- призвать сюда митрополита, главу всех церквей и монастырей, тем самым освятить новую столицу божественной благодатью. А для этого надо было возвести новую церковь.
Кремень- крепость.
Рьяно принялся напористый Иван Калита за дело. На Боровицком холме в незастроенных местах рос густой сосновый бор. Велено было расчистить площадку, заготовить добротные бревна и срубить церковь высокую светлую и просторную. Церковь эта во имя рождества Иоанна Предтечи получила и другое название- на Бору.
Князь Иван Калита укреплял и отстраивал свою крепость на макушке Боровицкого холма в центре Москвы. И звалась она уже Кремником или Кремлем. Первое название дошло до нас именно из летописей тех лет.
Откуда же пошло это название- КРЕМЛЬ? Много о том споров- одни считают, что возникло оно от псковского «крома» — крепость на холме.
Другие утверждают, что от слова «кремлевик» — хвойный лес на болотистом месте.
Еще утверждают, что есть греческое слово «кремн» — крутая гора над оврагом или рекой. Но мне больше всего нравится слово «КРОМА» …ОЧЕНЬ оно крепкое и слышится в нем упорство и упрямство., мол, нет ничего надежнее КРОМЕ КРЕМЛЯ…
Град дубов.
Бедствием для Кремля были пожары. Они были очень страшными- ведь все в Кремле было деревянным. Сгорали почти полностью стены крепости…после одного самого страшного пожара созвал князь мастеров, плотников, и одними топорами из вековечного старого дуба вырубили полуметровой толщины брусья. Для новых стен…но старые не рушили — так и строили- вели новую ограду впереди старой. Так вот и получилось, что каждый раз стены Кремля раздвигались, увеличивая площадь.
Для защиты воинов от стрел на вершине стены поставили заборолы — досчатые загородки в рост человека. По углам и изломам выросли стрельницы, стены получились в несколько этажей, самый нижний наполнили землей и камнями. А в проездных башнях ворота были двойными — и между ними опускалась крепкая решетка.
И вот всего за год получилась надежная дубовая ограда с приземистыми стрельницами, башнями и воротами. Русские умельцы – плотники строили такие дома, церкви, городские стены, что все диву давались. И лишь один враг для них был- пожар. Много раз горела Москва, но по прежнему упорно отстраивалась, поднимала вновь и вновь свои стены.
Когда после Ивана Калиты стал во главе Княжества Московского Дмитрий Донской, решил он обнести Кремль каменными стенами, чтоб впредь ни стихийный пожар, ни вражеские стрелы не смогли сладить с крепостью.
Кирпича тогда не знали, и тесали для стен естественный камень. Такого камня- известняка- было вдосталь и по берегам Москвы- реки и подальше- в прибрежных каменоломнях реки Пахры. Известняк тот был белый, но оттенков разных — палевых, розовых, желтых. Поэтому и переливалась в лучах солнца Кремлевская стена нежными красками. (а сейчас у нас какого цвета стена? Как вы думаете – почему?)
Там, где из стен Кремля выходили основные дороги, были поставлены башни с железными воротами, и по углам высились боевые башни.
Построены были Свибловская, Водяная башни- с тайным выходом к реке- чтобы в случае осады через подземный ход брать воду или делать неожиданные вылазки.
Башни – это были не просто сторожевые вышки, не только украшения, это были целые выносные оборонные стрелковые башни с боевыми ярусами, бойницами, да отводными стрельницами. Вот как вооружилась крепость- вот как силен стал Кремль.
Сами стены стали настолько высокими, что враги не могли перекинуть через них горящие стрелы и поджечь внутренние строения.
Ворот устроили пять- Никольские, Константино-Еленинские, Боровицкие, Алексеевские, Фроловские.
А сам Кремль расширился уже почти до размеров сегодняшних.
Каждая башня обросла своей историей. Ворота и башни назывались по имени храмов, находящихся вблизи. И по этим названиям мы можем знать о церквях, давно исчезнувших. Об истории этих знаменитых башен в двух словах не расскажешь, но у каждой из них своя история, тесно связанная с историей Кремля.
Гости из фряжских земель.
Вот уж сто лет стоит Кремль, заложенный Дмитрием Донским, и правит в Кремле Иван lll. Постепенно обнаруживались порухи ветхости, осели и потрескались стены, кое- где вывалились камни, обвалились своды… кремль требует ремонта.
Иван lll желал не просто подновить кремль, теперь, когда настало затишье и не угрожали внезапные набеги, а московское княжество стало наибольшим на Руси, требовалось создать достойный его столицы Кремль.
Из Италии, (которую почему то называли фряжскими землями), за большие деньги пригласили зодчих. Были у них непривычные для русского уха имена…и стали их звать попросту «фрязины» — то есть итальянцы. А подручным к тем мастерам поставили русских умельцев, чтоб перенимали опыт, и привносили свой опыт строительства храмов и церквей.
Кольцо укреплений.
Год за годом, целых 30 лет строили и обновляли Кремль, его стены и стрельницы. У ворот ставили башни, укрепляли. Первым делом возвели на берегу Москвы- реки проездную башню, и не простую…а с тайным выходом к реке — на случай осады крепости, с подземным ходом. Башню назвали Тайницкой.
Через 2 года поставили еще одну башню, нарекли ее Беклемишевой.
Еще через год поставили еще одну башню – тоже с выходом к реке- назвали ее Водовзводной.
Потом начали укреплять стену. Тянулась она от Водовзводной к Беклемишевой, а между ними ставили глухие стрельницы- тоже башни- Благовещенская, Безымянная, Петровская.
Тогда же заложена была и знаменитая Спасская башня- та, где теперь бьют куранты. Поднялась Никольская и Угловая Арсенальная башни.
Еще 4 года возводили одни из сложных Троицких ворот с башней, и каменного Троицкого моста над рекой Неглинной.
И вот стена достроена.
Кремль обзавелся 18 башнями и воротами. Он стал почти таким, каким мы его знаем сейчас. Позже только добавятся еще 2 башни- отводная Кутафья башня у каменных ворот моста через реку Неглинную, и маленькая Царская башня, устроенная между Спасской и Набатной башнями.
Длиною стена была теперь более 2 километров, высота ее достигала 18 метров, а толщина- от 3 до 6 метров. А вся площадь Кремля- 30 гектаров…
Обрядился Кремль двойными и тройными стенами, проездными воротами с подъемными мостами, с опускными решетками, огородился рвами, прудами, обзавелся тайниками и слухами- потайными выходами. В толще стен тянулись и пересекались соединявшие башни внутренние ходы, открывавшиеся вдруг узкими бойницами. А на заборалах башен установлены были чугунные, медные, железные орудия, стрелявшие пулями, и бомбары, изрыгавшие шестифутовые ядра.
Стоят вокруг Кремля башни — будто могучие богатыри, пришедшие из былин и сказок. Они все разные, но чем-то похожи. Все они состоят из 2 частей — первая- массивный низ- стрельницы- возведены во времена Ивана lll, а верхние надстройки, придающие отличия башням, росли постепенно, век за веком, до конца 17 века…то есть они перестали надстраиваться только 400 лет назад…
Как и в каждой боевой дружине — у каждой башни своя роль и место в строю.
Самая главная башня- Спасская. Получила она свое имя по вделанному в камень вратному образу Спасителя. Это всегда были святые ворота Кремля. Спасская башня служила парадным въездом в Кремль к царскому дворцу. В самом верху, над часами спрятаны 35 колоколов.
Другая знаменитая вратная башня — Троицкая с приземистой Кутафьей. Через нее вела ближняя дорога к патриаршьему двору и покоям царевен. Это единственная сохранившаяся предмостная башня — служила она для охраны ведущих в крепость мостов. Название Кутафья башня получила потому, что была приземиста- как будто неуклюжа. Потому и имя ей такое дано — так в старину-кутафья — звали женщину неловкую, приземистую, нелепо одетую. Зато Троицкая башня красуется не хуже Спасской.
Никольская башня странная- она больше похожа на стрелы западных соборов, чем на узорчатые русские стрельницы.
А самая необычная из вратных башен — Боровицкая. Она похожа на ступенчатую пирамиду. Здесь в старину был самый безопасный спуск к реке Неглинной.
Однако настоящими водяными воротами служила Тайницкая башня, грузная и мрачная. В полутьме ее отводной башни темно и сыро. Под башней скрыт был на случай осады глубокий колодец и тайный ход к реке.
Водовзводная башня была возведена на слиянии рек Москвы и Неглинной, по ее имени видно, что и она служила для добычи воды.
Массивная Арсенальная Угловая была несокрушима, настоящий оплот крепости. Служила и она для хранения воды- Внутри башни бил чистый родник, неиссякаемый и по сей день подземный ключ.
Набатная башня была с дозорной вышкой, висел на ней когда то набатный колокол, звали его вечевой.
Дозорная башня Благовещенской башни могла забить сразу в 7 колоколов.
Много чего можно рассказать о башнях кремля, да и о самом Кремле.
Громко плещется москва- река, много повидала на своем веку, видела, как посреди густого бора родилось маленькое поселение, которое потом возмужало, окрепло и стало твердыней и оплотом большого княжества Московского, а потом и всей Руси. И долго будет стоять и крепнуть врагам назло, народу на радость.
И сейчас много реликвий находят историки в кремле. Много еще тайн и загадок покоится в старых стенах древней крепости, много откроет людям о предках их, об их жизни, и быте.
Вопросы.
Сильно ли отличается Кремль сегодняшний от древнего? Чем именно он отличается? (жизнью общественной- сейчас он закрыт для обыденной жизни, и там находятся здания правительственной власти)
Когда Кремль стал иметь каменные стены?
Почему Иван III решил укреплять стены Кремля?
|