НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»
Авторы: Захарова Наталья Евгеньевна и Коробова Нина Владимировна
( «Ознакомление с социальным миром») с использованием ИКТ из цикла «Республики Среднего Поволжья. Чувашская республика (Чувашия).
Цель: продолжить формировать элементарные представления о республиках Среднего Поволжья и народах, их населяющих.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с легендой о возникновении города, некоторыми аспектами его истории и культурными достопримечательностями
- продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Среднего Поволжья
- продолжать обучать умению сравнивать по аналогии, высказывать свои суждения, делать умозаключения
Развивающие:
- развивать память (зрительную, слуховую), произвольное внимание, навыки учебной деятельности, познавательный интерес
- совершенствовать умение детей, как пользователей ИКТ
Скачать конспект
Воспитательные:
- воспитывать в детях уважение и терпимость друг к другу, к обычаям и традициям людей разного этнического происхождения.
Предварительная работа:
- Знакомство с административной картой России ( «космонавты нам прислали фото России»)
- Река Волга (Идель, Агидель): Верхневолжье, Среднее и Нижнее Поволжье. Республики Среднего Поволжья.
- Исток Волги: рассматривание иллюстраций по теме (Википедия).
- Волжская Булгария – родина народов Среднего Поволжья. Легенда о хане Кубрате. Рассматривание иллюстраций о его сыновьях, археологических раскопок.
- Легенды Великой реки: легенды об образовании Казани, Чебоксар.
- Знакомство с Чувашской республикой:
- преданья старины глубокой
-народные промыслы, быт, народный костюм.
7. Народные праздники: Сабантуй- Акатуй; Науруз-Уяв.
8. Чувашия – «край ста тысяч узоров» (чувашская вышивка).
9. Чтение татарских и чувашских сказок.
10. Чебоксары –столица Чувашии.
11. Изобразительная и игровая деятельность по теме.
Оборудование:
- Уголок «Летучий корабль»
- Детские компьютеры
- Проектор с подбором слайдов по теме конспектов.
- Наборы иллюстраций «Чебоксары».
Ход НОД.
Воспитатель: подзывает детей, предлагает встать в круг и произнести «Дружилочку»; (выполнять соответствующие движения):
-Утро доброе, друзья-
Скажем всем и ты, и я.
Оглянитесь-ка вокруг-
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И пускай улыбка эта
Принесет к нам в гости лето!
(Звучит «Баркаролла. Июль». из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).
Вос.: — Лето прекрасное время для путешествий. И мы отправляемся в одно из них на летучем корабле. (Обращает внимание на таблицу маршрута). Куда мы сегодня отправимся? (В Чебоксары)
Прошу занять свои места. (Взрослые и дети надевают летние головные уборы).
-А можно ли доплыть до Чебоксар на обычном теплоходе?
-Почему так думаете? (Город, как и Казань расположен на берегу Волги)
-Ну а мы в один момент оказались в Чебоксарах. (Выводится изображение «Легенда об основании Чебоксар)
-Каждый, кто приезжает сюда, стремиться попасть к чудесному роднику. Вот он. Послушайте, что говорит об этом месте легенда: «… В стародавние времена испытывал старик Шупаш внука своего, водя его трудной тропой много дней без отдыха. В странствиях набрели они на родник с хрустальной водой, что жажду утоляла и сил прибавляла. Полюбовались они красотой места дивного и остались там жить. И вырос вокруг город. А в Чебоксарах до сих пор бьет родник, и рядом с ним фигурка старика установлена».
-Как звали старика? (Шупаш)
-Послушайте как звучит название города на чувашском языке: «Шупашкар», что означает «крепость Шупаша».
-Посмотрите, вот как выглядел город в давние времена.
(Слайд-шоу «старые Чебоксары в рисунках и фотографиях»):
-Расположился город на берегу Волги, на семи холмах, как наша Казань. Корабли стоят на пристани, Кремль – крепость, старинные дома и храмы –очень похожи на старинные изображения нашего города.
Вывод: города Среднего Поволжья похожи друг на друга.
С того времени г. Чебоксары преобразился. Всю его красоту сразу не увидеть -нужно побывать здесь много раз.
Прошу вас посетить выставку, посвященную г. Чебоксары. (дети перемещаются к уголку «выставке»).
- При въезде в любой город мы видим его герб. Расскажите, что видите на этом гербе Чебоксар.
(Дети рассказывают, восп. поясняет значение: похож на щит. 5 серебряных уточек летящих «конвертом» — стремление к свободе и достижению поставленных целей. Наверху – чувашская вышивка. Она изображает серебряные дубы-любимые деревья чувашей, символизирующие вечность, силу и крепость. В середине – волнистая линия-река. Как она называется? Волга -по русски, по –татарски: Идель, а по чувашски: Агидель).
-А это –старинный герб города. Что-то здесь знакомое нам- казанцам? (Изображение сказочного змея –как на гербе Казани)
(слайды)
- А теперь мы на набережной р.Волги. Это место называется «Залив с фонтанами». У вас восхищенные глаза и вы улыбаетесь. Почему? Что вам понравилось?
(дополнять высказывание детей по изображенному).
-Да, чебоксарцы бережно сохраняют свои дома, храмы, монастыри, создают заповедные зоны. Вот здесь, на гранитных плитах написано «Чебоксары- наш любимый город». Вдалеке виднеется высокий памятник- фигура женщины с разведенными в стороны руками. Посмотрим на него поближе. (Слайд).
-Что вы чувствуете, глядя на эту женщину? (Она добрая, хочет нас обнять, наверное, приглашает нас в гости).
-Как можно назвать этот памятник? (выслушивает мнение детей).
-Памятник называется «Мать – покровительница» и посвящен всем мамам и вашим тоже: добрым, заботливым и самым любимым.
-В этом городе есть еще один добрый памятник (слайд). Здесь несколько молодых женщин. Что можно рассказать о них? (Они по –разному одеты, очень красивые, все вместе держат на руках цветок с большими лепесками).
- Лепестки — это разные народы. И женщины хотят, чтобы все народы объединились и жили дружно. Памятник называется «Единение народов».
- В нашей группе тоже дети разных народов: Равиль -из Азербайджана, Мустафа –из Таджикистана, Ева -из Армении, Раяз –татарин, Арина –русская… Мы тоже можем показать дружбу народов, похожую на этот памятник. (дети становятся в плотный круг –спиной и поднимают руки вверх — восп. фотографирует).
-Теперь у нас будет фото «Наша дружба».
(слайд)
-Необычный памятник. Чтобы вы рассказали о нем? (Очень большой красивый камень. А эти знаки похожи на чувашскую вышивку).
- Дейс твительно, красивый камень весом в семь тонн, вырублен из гранитной горы в Карелии и привезен сюда. На нем выбиты 53 символа чувашского узора. Они из латуни, поэтому блестят на солнце, как золотые. Под каждым знаком написано, что они означают на 2-х языках: русском и чувашском. (Несколько слайдов: воспитатель зачитывает, что отображают эти знаки).
Памятник называется «Символ мудрости» и посвящен он создателю чувашской письменности Ивану Яковлеву. (слайд)
-Чувашию называют краем «тысячи стежков» — столько нужно сделать, чтобы вышивка получилась красивой и на этих чудесных работах можно увидеть силуэты символов с камня –памятника.) слайд-шоу «чувашская вышивка»).
-Сегодня мы увидели в Чебоксарах уголки дружбы и красоты. А сколько здесь еще интересного! Это мы посмотрим в другой раз.
-Отдохнуть всем нам пора –
начинается игра!
(чувашская подвижная игра «Сирелер»! — «Расходитесь».)
Дети переходят к компьютерам.
Дидактическое упражнение «Не ошибись»: на экране гербы городов Казани и Чебоксар. Дети распределяют предложенные изображение под гербы соответствующего города.
- Молодцы! Все выполнено верно. Народная мудрость гласит: «Нет у народа будущего, если он не помнит своего прошлого». Поэтому вы и знакомитесь с прошлым разных народов, живущих в Среднем Поволжье.
-Узнайте и назовите места в г.Чебоксары, где мы побывали сегодня.
(Дети среди предложенных изображений узнают и называют места где были сегодня).
-Нам пора возвращаться домой, занимайте свои места на «летучем корабле», закрываем все глаза, (звучит музыка Чайковского «Июль»).
- Вот мы и вернулись домой. А вот этот альбом с видами Чебоксар будет напоминать нам об этом чудесном путешествии.
Литература
- Народы России. Москва. «Росмэн 2015г.
- Города России. Москва. Росмэн 2015г.
- Праздники народов России. Энциклопедия Москва. «Росмэн» 2002
- «Легенды великой реки» Календарь 2005г. Акбарс Банк.
- «Чуваши» «Росмэн» 2000г.
|