Захарова Наталья Евгеньевна и Коробова Нина Владимировна. НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»

НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары»

Авторы: Захарова Наталья Евгеньевна и Коробова Нина Владимировна

( «Ознакомление с социальным миром») с использованием ИКТ из цикла «Республики Среднего Поволжья. Чувашская республика (Чувашия).

Цель: продолжить формировать элементарные представления о республиках Среднего Поволжья и народах, их населяющих.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с легендой о возникновении города, некоторыми аспектами его истории и культурными достопримечательностями
  • продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Среднего Поволжья
  • продолжать обучать умению сравнивать по аналогии, высказывать свои суждения, делать умозаключения

Развивающие:

  • развивать память (зрительную, слуховую), произвольное внимание, навыки учебной деятельности, познавательный интерес
  • совершенствовать умение детей, как пользователей ИКТ

Скачать конспект

Воспитательные:

  • воспитывать в детях уважение и терпимость друг к другу, к обычаям и традициям людей разного этнического происхождения.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с административной картой России ( «космонавты нам прислали фото России»)
  2. Река Волга (Идель, Агидель): Верхневолжье, Среднее и Нижнее Поволжье. Республики Среднего Поволжья.
  3. Исток Волги: рассматривание иллюстраций по теме (Википедия).
  4. Волжская Булгария – родина народов Среднего Поволжья. Легенда о хане Кубрате. Рассматривание иллюстраций о его сыновьях, археологических раскопок.
  5. Легенды Великой реки: легенды об образовании Казани, Чебоксар.
  6. Знакомство с Чувашской республикой:
  • преданья старины глубокой

-народные промыслы, быт, народный костюм.

7. Народные праздники: Сабантуй- Акатуй; Науруз-Уяв.

8. Чувашия – «край ста тысяч узоров» (чувашская вышивка).

9. Чтение татарских и чувашских сказок.

10. Чебоксары –столица Чувашии.

11. Изобразительная и игровая деятельность по теме.

Оборудование:

  1. Уголок «Летучий корабль»
  2. Детские компьютеры
  3. Проектор с подбором слайдов по теме конспектов.
  4. Наборы иллюстраций «Чебоксары».

Ход НОД.

Воспитатель: подзывает детей, предлагает встать в круг и произнести «Дружилочку»; (выполнять соответствующие движения):

-Утро доброе, друзья-

Скажем всем и ты, и я.

Оглянитесь-ка вокруг-

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И пускай улыбка эта

Принесет к нам в гости лето!

(Звучит «Баркаролла. Июль». из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).

Вос.: — Лето прекрасное время для путешествий. И мы отправляемся в одно из них на летучем корабле. (Обращает внимание на таблицу маршрута). Куда мы сегодня отправимся? (В Чебоксары)

Прошу занять свои места. (Взрослые и дети надевают летние головные уборы).

-А можно ли доплыть до Чебоксар на обычном теплоходе?

-Почему так думаете? (Город, как и Казань расположен на берегу Волги)

-Ну а мы в один момент оказались в Чебоксарах. (Выводится изображение «Легенда об основании Чебоксар)

-Каждый, кто приезжает сюда, стремиться попасть к чудесному роднику. Вот он. Послушайте, что говорит об этом месте легенда: «… В стародавние времена испытывал старик Шупаш внука своего, водя его трудной тропой много дней без отдыха. В странствиях набрели они на родник с хрустальной водой, что жажду утоляла и сил прибавляла. Полюбовались они красотой места дивного и остались там жить. И вырос вокруг город. А в Чебоксарах до сих пор бьет родник, и рядом с ним фигурка старика установлена».

-Как звали старика? (Шупаш)

-Послушайте как звучит название города на чувашском языке: «Шупашкар», что означает «крепость Шупаша».

-Посмотрите, вот как выглядел город в давние времена.

(Слайд-шоу «старые Чебоксары в рисунках и фотографиях»):

-Расположился город на берегу Волги, на семи холмах, как наша Казань. Корабли стоят на пристани, Кремль – крепость, старинные дома и храмы –очень похожи на старинные изображения нашего города.

Вывод: города Среднего Поволжья похожи друг на друга.

С того времени г. Чебоксары преобразился. Всю его красоту сразу не увидеть -нужно побывать здесь много раз.

Прошу вас посетить выставку, посвященную г. Чебоксары. (дети перемещаются к уголку «выставке»).

- При въезде в любой город мы видим его герб. Расскажите, что видите на этом гербе Чебоксар.

(Дети рассказывают, восп. поясняет значение: похож на щит. 5 серебряных уточек летящих «конвертом» — стремление к свободе и достижению поставленных целей. Наверху – чувашская вышивка. Она изображает серебряные дубы-любимые деревья чувашей, символизирующие вечность, силу и крепость. В середине – волнистая линия-река. Как она называется? Волга -по русски, по –татарски: Идель, а по чувашски: Агидель).

-А это –старинный герб города. Что-то здесь знакомое нам- казанцам? (Изображение сказочного змея –как на гербе Казани)

(слайды)

- А теперь мы на набережной р.Волги. Это место называется «Залив с фонтанами». У вас восхищенные глаза и вы улыбаетесь. Почему? Что вам понравилось?

(дополнять высказывание детей по изображенному).

-Да, чебоксарцы бережно сохраняют свои дома, храмы, монастыри, создают заповедные зоны. Вот здесь, на гранитных плитах написано «Чебоксары- наш любимый город». Вдалеке виднеется высокий памятник- фигура женщины с разведенными в стороны руками. Посмотрим на него поближе. (Слайд).

-Что вы чувствуете, глядя на эту женщину? (Она добрая, хочет нас обнять, наверное, приглашает нас в гости).

-Как можно назвать этот памятник? (выслушивает мнение детей).

-Памятник называется «Мать – покровительница» и посвящен всем мамам и вашим тоже: добрым, заботливым и самым любимым.

-В этом городе есть еще один добрый памятник (слайд). Здесь несколько молодых женщин. Что можно рассказать о них? (Они по –разному одеты, очень красивые, все вместе держат на руках цветок с большими лепесками).

- Лепестки — это разные народы. И женщины хотят, чтобы все народы объединились и жили дружно. Памятник называется «Единение народов».

- В нашей группе тоже дети разных народов: Равиль -из Азербайджана, Мустафа –из Таджикистана, Ева -из Армении, Раяз –татарин, Арина –русская… Мы тоже можем показать дружбу народов, похожую на этот памятник. (дети становятся в плотный круг –спиной и поднимают руки вверх — восп. фотографирует).

-Теперь у нас будет фото «Наша дружба».

(слайд)

-Необычный памятник. Чтобы вы рассказали о нем? (Очень большой красивый камень. А эти знаки похожи на чувашскую вышивку).

- Дейс твительно, красивый камень весом в семь тонн, вырублен из гранитной горы в Карелии и привезен сюда. На нем выбиты 53 символа чувашского узора. Они из латуни, поэтому блестят на солнце, как золотые. Под каждым знаком написано, что они означают на 2-х языках: русском и чувашском. (Несколько слайдов: воспитатель зачитывает, что отображают эти знаки).

Памятник называется «Символ мудрости» и посвящен он создателю чувашской письменности Ивану Яковлеву. (слайд)

-Чувашию называют краем «тысячи стежков» — столько нужно сделать, чтобы вышивка получилась красивой и на этих чудесных работах можно увидеть силуэты символов с камня –памятника.) слайд-шоу «чувашская вышивка»).

-Сегодня мы увидели в Чебоксарах уголки дружбы и красоты. А сколько здесь еще интересного! Это мы посмотрим в другой раз.

-Отдохнуть всем нам пора –

начинается игра!

(чувашская подвижная игра «Сирелер»! — «Расходитесь».)

Дети переходят к компьютерам.

Дидактическое упражнение «Не ошибись»: на экране гербы городов Казани и Чебоксар. Дети распределяют предложенные изображение под гербы соответствующего города.

- Молодцы! Все выполнено верно. Народная мудрость гласит: «Нет у народа будущего, если он не помнит своего прошлого». Поэтому вы и знакомитесь с прошлым разных народов, живущих в Среднем Поволжье.

-Узнайте и назовите места в г.Чебоксары, где мы побывали сегодня.

(Дети среди предложенных изображений узнают и называют места где были сегодня).

-Нам пора возвращаться домой, занимайте свои места на «летучем корабле», закрываем все глаза, (звучит музыка Чайковского «Июль»).

- Вот мы и вернулись домой. А вот этот альбом с видами Чебоксар будет напоминать нам об этом чудесном путешествии.

Литература

  1. Народы России. Москва. «Росмэн 2015г.
  2. Города России. Москва. Росмэн 2015г.
  3. Праздники народов России. Энциклопедия Москва. «Росмэн» 2002
  4. «Легенды великой реки» Календарь 2005г. Акбарс Банк.
  5. «Чуваши» «Росмэн» 2000г.
Просмотров: 492
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Надежда Осипова. План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе 'Мой родной город- Чебоксары'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Занятия с детьми старшей группы - День Дружбы народов Поволжья
  • Низамова Зульфия Небиулловна. Проект «Web Most Чебоксары-Казань-Шарья»
  • наталья мелехова. Ярмарка подвижных игр народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста.
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Вафина Юлия Юсуповна. Игры народов Поволжья
  • Луцева Наталья Александровна, Никифорова Наталья Анатольевна. «Роль народов Поволжья в экологическом воспитании дошкольников»
  • Мозгачева Юлия Дамировна. Музыкально-творческая композиция «Ярмарка народов Поволжья»
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Сценарий фестиваля народов Поволжья «Путешествие по Волге-матушке»
  • Гусева Валентина. ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
  • Лазарева Ольга Николаевна. «Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ольга Алексеева. Формирование элементарных математических представлений Тема «Соберем игрушки для куклы» для детей старшего возраста
  • Яугела Наталья Николаевна. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группе по теме: «Город, в котором мы живем» (День города — Санкт-Петербурга)
  • Вафина Гульшат Салаватовна. Презентация - 'Москва – главный город России'
  • Малыхина Ирина Александровна. Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: Рассматривание фотоальбома «Наш город». Здания, памятники города»
  • Кружкова Т.В., Яблочкина Л. В.. Проект по формированию патриотического воспитания дошкольников «Памятные места родного города — Таганрог»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Гостюхина Наталья Викторовна Гаранина Светлана Владимировна Дегтярева Ирина Константиновна. Праздник ко Дню Единства «Игры и забавы народов России»
  • Денисенко Алёна Витальевна. Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
  • Дунаева Клавдия Павловна. Конспект открытого познавательного занятия на тему: «Частицу города нашего разве можно, друзья, не любить» во второй младшей группе
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Халитова Разида Зигангараевна. Презентация 'Исторические места Казани'
  • Суровенко Ксения Сергеевна. Конспект ОД по конструированию в старшей группе 'Мой город' (памятные места, коллективное конструирование)
  • Жижакина Наталья Витальевна. Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Кудина Алёна Александровна. Проект «История моей семьи в истории города», посвященного 70-летию города Северска



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь