Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоторъяльский детский сад «Теремок»
Разработала: воспитатель Бирюкова М.И. Новый Торъял 2016г.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Рабочая программа разработана на основе программы театрального кружка по ФГОС в школе и в детском саду.
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Формированию условий для развития творческого потенциала каждого участника постановочной деятельности.
- Совершенствованию артистических навыков в плане переживания и воплощения образов, исполнительских умений ребят.
- Формированию простейших образно-выразительных умений, обучению подражанию сказочным животным.
- Активизации словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, интонационного строя, навыков вести диалоги.
- Обучению элементам выразительных средств художественно-образного типа (мимике, интонации, пантомимике).
- Развитию интереса к постановочно-игровой деятельности.
Формы работы с детьми:
- игра
- инсценировки и драматизация
- рассказ детей
- чтение воспитателя
- беседы
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
3. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Как вести себя в театре.
Организация деятельности и режим кружка:
Кружок проводится один раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15. 40-16. 05ч., продолжительностью 25 минут.
Требования к подготовке.
Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:
- Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
- Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
- Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
- Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.
Календарно-тематическое
планирование кружковых занятий
Октябрь
1. Тема. Знакомство с понятием театр (показ слайдов, картин, фотографий).
Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
3. Тема. Как вести себя в театре.
Цель: знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
4. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ноябрь
1. Тема. Знакомство с видами театров.
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Тема. "К бабушке в деревню".
Цель: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать с воображемыми предметами. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.84)
3. Тема. А. Барто «Игрушки», прибаутки.
Цели: развивать интерес и бережное отношение к игрушкам; поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. (Н. Ф. Губанова "Театр. деят. дошкольн." с.47)
4. Тема. Сказки из сундука.
Цель: познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее, пробудить обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.181)
Декабрь
1. Тема. Чтение сказки «Под грибом».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
2. Тема. Распределение ролей в сказке «Под грибом».
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
3. Тема. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
Цель: продорлжить формировать эмоциональную выразительность речи детей;
4. Тема. Выступление со сказкой "Под грибом" перед малышами.
Цель: учить детей принимать на себя роли сказочных героев; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.
Январь
1. Тема. Зимние забавы.
Цель: создать атмосферу волшебства; учить детей придумывать игровые ситуации; порадовать и увлечь детей игровой ситуации. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.175)
2. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
3. Тема. Культура и техника речи. "Забавные стихи"
Цель: учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).
Февраль
1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: продолжать знакомить детей с кукольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.
2. Тема. Чтение сказки "Репка".
Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми
3. Тема. Распределение ролей. Работа над речью.
Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
4. Тема. Инсценировка сказки "Репка". (настольный театр – для детей своей группы).
Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.
Март
1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.
2. Тема. Чтение стихотворения В.Антоновой "Зайки серые сидят". Подготовка масок (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).
Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.
3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению.
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.
4. Тема. Инсценировка спектакля "Зайки серые сидят" "для своей группы".
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.
Апрель
1. Тема. Развлечение Улыбайся детвора"
Цель: вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника.
2. Тема. Сказка «Заюшкина избушка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
4. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
Май
1. Тема. Показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для родителей).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
2. Тема. Театральные игры. Артикуляционная гимнастика;
Цель: развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность.
3. Тема. «Игры с бабушкой Забавушкой»
Цель: создание игровой мотивации. Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.
Список литературы
- Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.: 2011г.
- Н.Ф. Губанова "Театрализованная деятельность дошкольников".
- А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
- 3.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: 1983г.
- ГА. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
|