Городская среда Череповца прививает людям озлобленность...

   Городская среда Череповца прививает людям озлобленность

 

Очерки Че. Городская среда Череповца прививает людям озлобленность, а также воспитывает лицемеров и честолюбцев

 

 

 

 

Городская среда, если до сих пор как-то и оценивалась, то с точки зрения архитектуры, эстетики, формальных экономических или социальных показателей.  Однако никогда не приходилось видеть психолого-педагогических составляющих городской среды, хотя интуитивно, наверное, каждому взрослому человеку понятно,  что город и личность не существуют сами по себе.  Городская среда, а это и архитектура, и технологии управления, и люди, и информационные потоки, и существующий городской уклад жизни, которые не только воздействуют на личность, но и определенным образом воспитывают его, порождают некий тип личности, влияя на вектор его развития.

 

  Вот и мы предприняли скромную попытку определить, кого же на самом деле воспитывает городская среда Череповца, использовав, при этом,  имеющуюся в нашем распоряжении  и модифицированную методику векторного моделирования среды,  созданную В.А. Ясвиным. Кроме того, делая это небольшое, но поучительное исследование, мы взяли на вооружение  также интересное описание городских типов, модифицированное нами на основе типологии школьных типов Лесгафта, которая, на наш взгляд, спустя более сотню (!) лет отнюдь не растеряла свой блестящий описательный потенциал.

 

 

Мы строили…

   Итак, для создания психологической модели городской среды г. Череповца  нам понадобилось всего лишь две оси в системе координат (свобода – зависимость горожан, активность – пассивность горожан), шесть диагностических вопросов и десять тысяч френдов из социальной сети ВКонтакте, несколько процентов из которых на эти вопросы таки ответивших.  И что же мы видим?

 

Первый диагностический  вопрос:

 

Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в городе Череповце?

 

Вариант а) интересы личности         Вариант б) интересы власти и крупного бизнеса

 

 Собственно, мы получили тот ответ, который ожидали. Только 3,2 процента,  ответивших на этот вопрос, считают, что интересы личности. Остальные же, а это 96,8 процентов респондентов считаю наоборот. Раз преимущество столь разительно, то мы присваиваем один балл по шкале «зависимость», так как этот вопрос диагностирует именно имеющийся  баланс «свободы-зависимости» для развития личности  в городе.

 

Второй диагностический вопрос:

 

Кто и к кому подстраивается в процессе взаимодействия власти Череповца и горожан?

 

Варианты ответов: а) власть и крупный бизнес к горожанам – 10,7 процента   б)  горожане к власти и крупному бизнесу – 89,3 процента. Соотношение сил вполне очевидно и мы присваиваем еще один балл по шкале зависимость

Третий диагностический вопрос:

 

Какая форма отношения власти (крупного бизнеса) к горожанам превалирует?

 

Варианты ответов: а ) индивидуальная -  6,4 процента  б) групповая (коллективная) – 94,6 процента. Ответ также более чем очевиден. Остается увеличить сумму по шкале зависимости еще на один балл.

 

  Таким образом на нашей будущей оси координат на  шкале «свобода –зависимость горожан» мы отложим  - 3       , т.е    х  х   х   0 х  х -3

 

 

Следующие диагностические вопросы относятся к шкале активность – пассивность горожан.

 

Четвертый диагностический вопрос

 

  Делается ли в отношениях власти и крупного бизнеса Череповца и горожан акцент на какие-либо формы наказания последних (штрафы, пени, административные аресты, выговоры и т.п.)

 

  Варианты ответов: а) да – 55, 2 процента, б) 44,8%   Очевидно, что ярко выраженного давления властьпридержащих на простых череповчан нет, поэтому не дадим баллов  ни по шкале «пассивности», ни по шкале «активности».

 

Пятый диагностический вопрос

 

Стимулируется ли в Череповце проявление горожанами какой-либо инициативы?

 

Варианты ответов:  а) нет – 14,3 процента, б) да – 85,7 процентов. Очевидно, что придется добавить балл по шкале «пассивности».

 

Шестой диагностический вопрос:

 

Находят ли какой-либо положительный отклик в Череповце те или иные творческие проявления горожан?

 

Варианты ответов:  да – 48,1 процента, б) нет – 51,9 процентов. Очевидно, что и здесь нам нечего и некому добавить.  Таким образом, получается, что диагностируя активность или пассивность череповчан мы пришли к тому, что на этой шкале придется отложить только один балл в сторону «пассивности» городского социума.

 

                                                        Х

                                                        Х

                                                        Х

                                                        0

                                                       -1

                                                        Х

                                                        Х

 

 

 

  Тогда наша система координат, с учетом «оси ординат» (свобода – зависимость горожан) и «оси абсцисс»  (активность – пассивность горожан)  будет выглядеть так:

 

                                                    активность

                                                        Х

                                               I        Х     II

                                                        Х

     свобода                         Х Х Х 0 Х Х -3              зависимость

                                                       -1

                                            III        Х       IV

                                                        Х

                                                     пассивность

 

 

 

 

И построили

 

  Остается ответить на отнюдь не риторический вопрос о том, какой тип городской личности воспитывает городская среда Череповца, воспользовавшись типологией Лесгафта.  Однако первоначально  следует  обратить внимание на римские цифры I, II, III, IV.  Они обозначают четыре типа городской среды, которые, если несколько модернизировать Ясвина, можно «окрестить»:

 

I     - Творческая городская среда, воспитывающая творцов

 

II   -  Карьерная городская среда, воспитывающая карьеристов

 

III  - Догматическая городская среда, воспитывающая догматический тип личности

 

IV  - Безмятежная городская среда, воспитывающая, как бы это помягче сказать, … пофигистов.

 

 

  Из наших данных следует, что средний череповчанин живет и, соответственно, воспитывается  в догматической среде. При этом не просто в догматической, а в догматической среде пассивной зависимости, т.е. зависимость его полная, а вот пассивность – «относительно относительное». Запомним!

 

  П.Ф. Лесгафт, как известно, выделял  честолюбивый, лицемерный, забитый-злостный, забитый мягкий, добродушный, угнетенный и нормальный (идеальный) типы.  Что они собой представляют, ищите и изучайте сами.  Однако если сопоставить выделенный нами тип городской среды и тип городской личности  через шкалы «свобода-зависимость», «активность-пассивность», то получим, что ГОРОДСКАЯ СРЕДА ЧЕРЕПОВЦА (напомним, догматическая пассивной зависимости) ВОСПИТЫВАЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ ЗЛОСТНО-ЗАБИТЫЙ ТИП ГОРОДСКОЙ личности, для которой характерны: ОЖЕСТОЧЕННОСТЬ, НЕУДОВЛЕТВОРЕННОЕ САМОЛЮБИЕ, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, ЗЛОБНОСТЬ, БЕЗЫНИЦИАТИВНОСТЬ, РЕЗКОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ.   Зайдите в любую череповецкую пивнушку или на forum.cherepovets и там вы этот тип вы встретите в изобилии.

 

  Что же делать? Полный мрак и нет «света в конце туннеля»?!!! Погодите!

 

То, что психические ресурсы городской среды «так себе» говорит о многом, но не обо всем.   Есть еще ресурсы организаций и личные ресурсы каждого из нас. Трудно представит себе, что в качестве идеологии тот же череповецкий МГУ или «Северсталь»  выберут воспитание злостных и забитых людей. При всем при том, положа руку на сердце (надо же быть объективным), там есть свои «лагуны», которые просто вопиют к питомцам: «будьте лидерами, будьте творцами, будьте гениями» и т.п. Да и сама личность порой имеет свой собственный и сильный вектор развития, при котором, как говаривал мой кореш ОШО, «можно и нужно жить в мире, но не подчиняться его правилам игры».  Этот вектор развития, «дующий» в положительную сторону (т.е. к большей свободе и большей активности), можно назвать «корпоративным ветром» или «корпоративным духом». Да хоть «святым духом», главное, что он ВСЕГДА сопротивляется и «ведет», «тащит», «направляет» личность к большей самореализации и к большему проявлению ею своего внутреннего начала, потенциала в социальной среде.  Так вот, если учесть этот «корпоративный ветер» и отложить его на нашей системе координат, то получается, что ЧЕРЕПОВЕЦ, ЕГО ГОРОДСКАЯ СРЕДА, помимо того, что поддерживает и воспроизводит злобно-забитый тип городской личности, которая хоть и хочет, но уже потеряла всякие надежды на то, чтобы как-то реализовать себя в социуме, поддерживает и воспроизводит  ЛИЦЕМЕРНЫЙ И ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.

 

  При этом, ЛИЦЕМЕРНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ Лесгафт описывает так:  хитрый, хвастливый, симулирующий. Заискивающий подхалим, мелкий воришка.  ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ Лесгафт описывает следующим образом (это уже – карьерная среда АКТИВНОЙ зависимости!): упорный, расчетливый, городый, с ярко выраженным чувством превосходства, спесивый, самоуверенный, жаждущий власти и успеха.  Не узнаете ли в ЭТОМ ОПИСАНИИ себя,  или кого из знакомых?)))

 

Вывод… А можно ли как-то изменить воспроизводство такого нехорошего типа?  Городская власть может строить для горожан  дороги и дома, садить  рощи, да и вообще всячески подкупать горожан, но злостный-забитый тип будет все время воспроизводиться и воспроизводиться. Дело в отношении. Пока на первые три вопроса респонденты будут отвечать: «Только вариант б», не изменится ничего. Главный психический ресурс развития г. Че – это горожане, не просто активные и инициативные, но и чувствующие себя  свободными людьми.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Уходит среда для развития мужчин
  • Безопасная среда и доверчивая личность
  • Интервью Галины Наговицыной для радио «Городская волна»
  • Как противостоять городской среде и радоваться жизни
  • Как сбалансировать внутри себя активность-пассивность, мужское и женское.
  • Можно ли измерить стресс? О сравнительной шкале стрессов
  • Нимфа городская и нимфа лесная.Техника для работы с женскими ресурсами.
  • Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху
  • Принимающая среда
  • Среда обитания
  • Среда – это не четверг
  • Задайте этот вопрос своему мужчине, если хотите лучшего отношения к себе
  • Гены или среда обитания?
  • Семья как среда обитания.
  • Онлайн формат как образовательная среда для взрослых людей с ограниченными возможностями
  • Среда обитания. Трудовой коллектив.
  • Алкогольна семья - ядовитая среда
  • Ребенок, подросток и агрессивная среда.
  • Интерактивная среда сенсорной комнаты
  • Контейнирование и поддерживающая среда в терапии
  • Гиперактивная среда порождает гиперактивных детей
  • Психотерапевтическая группа - это идеальная психологическая среда
  • Городской колумб
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Пространственно-архитектурная среда и человек. Алвар Аалто.
  • Психологическое развитие детей и современная информационная среда
  • Развивающая среда и игрушки. Что могут сделать родители?
  • Скажите мне, когда кричать или Питательная среда абьюза
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь