|
Контейнирование и поддерживающая среда в терапииАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Термин «контейнирование» был предложен Уилфредом Бионом и означает способность матери содержать в уме потребности ребенка. Хотя он относил это к области умственной деятельности, представители британского направления теории объектных отношений связывают контейнирование и с эмоциями. Когда младенец испытывает тревожные чувства он «помещает» их в мать, которая «перерабатывает» их внутри и возвращает ему в более терпимой форме. Чтобы контейнирование осуществлялось, мать должна быть на одной волне с ребенком, думать о его чувствах и в какой-то степени идентифицироваться с ним и его переживаниями. В терапии символической «матерью» выступает аналитик, который контейнирует тревоги и другие чувства клиента, таким образом помогая ему справляться с напряжением. Поддерживающая среда В свою очередь, Дональд Винникот ввел понятия «поддерживающей среды», которая, по его мнению, также является материнской функцией. Суть ее заключается создании для младенца стабильных, безопасных отношений. От наличия этой среды зависит способность младенца стать отдельным и эмоционально самостоятельным. Он считал, что отношения в паре «мать и дитя» являются основой для дальнейшего развития психики. Хотя человек потом вступает во множество других отношений и они влияют на него, наиболее существенное воздействие оказывают именно самые первые, ранние отношения. Именно этот механизм потом воспроизводится в терапевтическом переносе, когда под влиянием усилившейся зависимости чувства к терапевту начинают отражать ранние отношения с матерью. Как мать формирует среду для развития и роста ребенка, обнимая его, обеспечивая его безопасностью, удовлетворяя его физические и эмоциональные потребности, так и в терапии аналитик создает некое безопасное пространство, в котором психика может просто развиваться и проявлять себя как отдельная личность. «Объектная» мать и переходное пространство Также мать выступает для ребенка не только в роли питательной и безопасной среды, но и в качестве объекта его любви, ненависти, интереса, желания. Эту роль он называл «объектной матерью». В терапии в роли «объектной матери» также выступает аналитик, в отношениях с которым психика формирует недостающие внутренние объекты, осваивает новые для себя объектные отношения и укрепляет чувство самости как уникальной идентичности. Наряду с этими важными понятиями Винникотом была предложена модель переходного пространства между матерью и ребенком, в котором они строят свои отношения с учетом того, что дистанция между ними уже увеличилась. Переходное пространство формируется тогда, когда отношения между матерью и младенцем перестают быть чисто телесными, а становятся более сложными и психологически насыщенными. В этом переходном пространстве ребенок использует различные предметы (игрушки, одеяла) как символические репрезентации матери, в игре он испытывает иллюзию контроля, когда он может любить, ненавидеть, возвращать или отбрасывать эти предметы. Это дает ему иллюзию контроля над объектной матерью. Также в переходное пространство включается и внешний опыт отношений с реальной матерью. Таким образом развивается внутренний мир ребенка, его творческий потенциал и эмоциональный интеллект. Как происходит развитие психики: единство процессов Резюмируя, можно сказать, что все эти процессы необходимы для формирования психики человека. Мать/аналитик создает безопасную комфортную среду для его формирования как автономной личности, а также отношения для его эмоционального развития. В результате контейнирования как процесса внутри матери/психотерапевта происходит дальнейшее становление психики, она получает необходимую поддержку, чтобы справляться с неизбежными тревогами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|