Контейнирование и поддерживающая среда в терапии

Термин «контейнирование» был предложен Уилфредом Бионом и означает способность матери содержать в уме потребности ребенка. Хотя он относил это к области умственной деятельности, представители британского направления теории объектных отношений связывают контейнирование и с эмоциями. Когда младенец испытывает тревожные чувства он «помещает» их в мать, которая «перерабатывает» их внутри и возвращает ему в более терпимой форме.

Чтобы контейнирование  осуществлялось, мать должна быть на одной волне с ребенком, думать о его чувствах и в какой-то степени идентифицироваться с ним и его переживаниями.

В терапии символической «матерью» выступает аналитик, который контейнирует тревоги и другие чувства клиента, таким образом помогая ему справляться с напряжением.

Контейнирование и поддерживающая среда в терапии

Поддерживающая среда

В свою очередь, Дональд Винникот ввел понятия «поддерживающей среды», которая, по его мнению, также является материнской функцией. Суть ее заключается  создании для младенца стабильных, безопасных отношений. От наличия этой среды зависит способность младенца стать отдельным и эмоционально самостоятельным. Он считал, что отношения в паре «мать и дитя» являются основой для дальнейшего развития психики. Хотя человек потом вступает во множество других отношений и они влияют на него, наиболее существенное воздействие оказывают именно самые первые, ранние отношения. Именно этот механизм потом воспроизводится в терапевтическом переносе, когда под влиянием усилившейся зависимости чувства к терапевту начинают отражать ранние отношения с матерью.

Как мать формирует среду для развития и роста ребенка, обнимая его, обеспечивая его безопасностью, удовлетворяя его физические и эмоциональные потребности,  так и в терапии аналитик создает некое безопасное пространство, в котором психика может просто развиваться и проявлять себя как отдельная личность.

«Объектная» мать и переходное пространство

Также мать выступает для ребенка не только в роли питательной и безопасной среды, но и в качестве объекта его любви, ненависти, интереса, желания. Эту роль он называл «объектной матерью». В терапии в роли «объектной матери» также выступает аналитик, в отношениях с которым психика формирует недостающие внутренние объекты, осваивает новые для себя объектные отношения и укрепляет чувство самости как уникальной идентичности.

Наряду с этими важными понятиями Винникотом была предложена модель переходного пространства  между матерью и ребенком, в котором они строят свои отношения с учетом того, что дистанция между ними уже увеличилась.  Переходное пространство формируется тогда, когда отношения между матерью и младенцем перестают быть чисто телесными, а становятся более сложными и психологически насыщенными.

В этом переходном пространстве ребенок использует различные предметы (игрушки, одеяла) как символические репрезентации матери, в игре он испытывает иллюзию контроля, когда он может любить, ненавидеть, возвращать или отбрасывать эти предметы. Это дает ему иллюзию контроля над объектной матерью.

Также в переходное пространство включается и внешний опыт отношений с реальной матерью. Таким образом развивается внутренний мир ребенка, его творческий потенциал и эмоциональный интеллект.

Как происходит развитие психики: единство процессов

Резюмируя, можно сказать, что все эти процессы необходимы для формирования психики человека. Мать/аналитик  создает безопасную комфортную среду для его формирования как автономной личности, а также отношения для его эмоционального развития. В результате контейнирования как процесса внутри матери/психотерапевта происходит дальнейшее становление психики, она получает необходимую поддержку, чтобы справляться с неизбежными тревогами.



Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Теория объектных отношений между матерью и ребенком
  • Страхи взрослых и ранние отношения с матерью (часть 1)
  • Страхи взрослых и ранние отношения с матерью (часть 2)
  • Что делать, когда не складываются отношения с матерью
  • Как наладить отношения с матерью и избавиться от чувства вины перед ней
  • Стоит ли становиться матерью, пока ненавидишь собственную мать?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Психосоматические симптомы младенца, говорящие о нарушеннии отношений с матерью.
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. СТОСН. Ценить себя. Отношения с матерью
  • Отношения с матерью
  • Отношения «мать-дочь», как определяющий фактор развития будущей женщины
  • Абьюзные отношения с матерью
  • Разрушительные отношения с матерью у мужчин
  • Как помочь клиенту наладить отношения с матерью
  • Перинатальное воспитание, эмоциональная связь между матерью и ребенком.
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Отношения Мать-Младенец или кукушонок
  • 6 Вредных Советов. Как испортить отношения с матерью (пошаговая инструкция)
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • Отношения с женатым мужчиной, как реконструкции эдипальной ситуации (конкуренция с властной матерью)
  • Мать-основа развития ребенка
  • Грудное вскармливание, как эмоциональный канал между матерью и ребёнком.
  • Секрет счастливых отношений. Родить ребёнка или стать заботливой матерью?
  • Типы отношений с матерью и их последствия для мужчин.
  • Что происходит, когда мать кричит?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Взаимосвязь особенность отношений беременной со своей матерью.
  • Паучиха-мать: зависимые отношения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь