|
Страхи взрослых и ранние отношения с матерью (часть 2)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Согласно некоторым классификациям, все страхи можно условно разделить на реальные и невротические.
Развивая концепцию Фрейда о первичном и сигнальном страхе, британский психиатр Чарлз Райкрофт писал о том, что обе эти формы являются производными ощущения младенческой беспомощности. Так или иначе, любой страх связан с опасением тотального уничтожения в виде распада сознания или прекращения существования. С этим же страхом прекращения существования и раскола сознания связана боязнь лишиться объекта любви, который воспринимается как защитник. Отсюда проистекает страх разлуки, на который опиралась разработанная Боулби теория привязанности. Он подчеркивал важность способности личности к формированию близких эмоциональных связей. В основе этого механизма лежит нейробиологическая организация человека, которая всегда ориентирована на достижение чувства безопасности через поиск близости и контакта с объектом, проявляющим заботу. Таким образом, все страхи могут быть сведены к одному - к страху прекращения физического существования и существования себя как личности.
О фобиях
Понятие фобии тесно связано с понятием «привязанного страха». Страх может быть предчувствием болезненной непереносимой эмоции. Фобия представляет собой способ «привязки» общего страха к конкретной ситуации. Это способствует повышению чувства контроля над ситуацией и уменьшает беспомощность. Фобия может быть рассмотрена как символ глубинного страха. Также «привязанный страх» проявляется при самоповреждениях, когда человек наносит себе увечья в попытках локализовать неконтролируемую и плохо осознаваемую боль. Фобия охватывает человека периодически, проявляясь в виде навязчивого ощущения, сопровождающегося сердцебиением, усиленным потоотделением, тахикардией и другими вегетативными проявлениями. Она с травматическими инкапсулированными переживаниями и сигнализирует о противоречиях в системе ценностей человека, о наличии внутреннего конфликта и отсутствии психоза как способа ухода из тревоги.
Мелани Кляйн о страхе
С самого начала она сосредоточилась именно на страхе, который считала главным «двигателем» развития личности. Однако если переживание страха становилось интенсивным, оно, наоборот, замедляло это развитие. По мнению Кляйн, центральное место в сознании младенца занимает тело матери, которое становится вместилищем и источником первого опыта. Внутри младенца разыгрывается настоящее противостояние инстинктов жизни и смерти, ненависти и любви. Мир в сознании зародыша – это внутренняя часть тела матери, некое вместилище всех возможных сокровищ. В состоянии гнева ребенок проецирует свою агрессию на тело матери. В результате сильных переживаний гнева формируются внутренние сливающиеся фигуры матери-отца, некие плохие объекты внутреннего мира, которые могут уже атаковать самого младенца. Внешне это может проявляться в том, что младенец может воспринимать материнскую грудь как враждебную. Поэтому в такой ситуации важно, чтобы младенец мог, не смотря на агрессию, встретиться опять с ласковой и принимающей матерью, что позволяет ему вернуться из фантазий в реальность. Реакции атаки на мать и ее тело относятся к защитам, используемым на стадии параноидно-шизоидной позиции (в теории Кляйн)..
Депрессивный страх
Депрессивный страх появляется уже позднее, примерно через 3-4 месяца после рождения (по классификации Кляйн) и связан с мыслями об опасном состоянии материнского тела, т.е. с опасениями об уничтожении объекта любви. Такие страхи связаны с депрессивной позицией, когда ребенок уже интегрировал образы «плохой» и «хорошей» матери в единый объект, когда он воспринимает маму единой, не расщепляя на идеальную и ужасную. Если он направляет разрушительные импульсы одновременно на плохую и на хорошую мать, то наступает депрессивный кризис, ребенок тревожится об ущербе, который он причинил любимому человеку, возникают чувства вины и тоски. Именно депрессивный страх становится основной взрослого страха разрушения отношений, потери любимого человека. Способность выносить депрессивный страх является важным этапом зрелости и проявляется в стремлении компенсировать нанесенный ущерб. Мелани Кляйн считала депрессивный страх показателем более высокого уровня развития личности. Однако Бион показывал в своих работах, что люди в принципе балансируют между параноидно-шизоидным и депрессивным страхом. В частности, если боль и вина, присущие депрессивным переживаниям, становятся невыносимыми, то могут появиться навязчивые ощущения, характерные для параноидно-шизоидной позиции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|