|
Страхи взрослых и ранние отношения с матерью (часть 1)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Практически все мы периодически испытываем страх, он является нормальным чувством, которое так или иначе сопровождает человека на всем его жизненном пути. Настоящие сильные страдания и ограничения возникают тогда, когда страх становится парализующим и подчиняет себе человека. Каковы причины сильного страха и неспособности справляться с ним? Рассмотрим более подробно с точки зрения теории Биона. Существуют различные взгляды на понимание страха. Бион определял страх как «эмоциональное предчувствие», что указывает на его связь с эмоциональным опытом, который характеризуется как опасность и который сопровождается неизвестностью. Представления Фрейда о страхах менялись со временем. Сначала он считал страхи результатом накопления нереализованной сексуальной энергии. Соответственно решение проблемы заключалось в получении необходимой сексуальной разрядки в снятии блокировок Согласно другой его теории, страхи формировались в результате репрессии (подавления) социально и морально неприемлемых сексуальных импульсов. Предполагалось, что со временем по мере развития личности и ее роста в терапии она обучается сублимировать (реализовывать) запретные влечения в рамках социально одобряемой деятельности. В позднем периоде своего творчества Фрейд разделил страх на:
Страх и первичные объектные отношения Страх можно рассматривать в фокусе отношений с первыми фигурами привязанности. Способность справляться с нарастающей болью и страхом зависит от наличия в окружении ребенка эмоционально восприимчивого человека, который через контакт с младенцем помогает ему извлечь смысл из эмоционального опыта. Согласно теории Биона, способность ребенка к размышлению, его любознательность, умение концентрировать внимание зависит от того, интересовались ли им, проявляли ли эмоциональное внимание, т.е. от наличия объекта-контроллера (в терминологии Биона). Ребенок, или «контролируемый», проецирует свой непереработанный материал на контроллера, в результате чего увязывает свой опыт с его опытом. Мать, пытается понять ребенка и осмыслить его переживания, в том числе неосознанно, помогая таким образом ребенку ощущать удовлетворение, реализуя его потребности, выражаемые невербально. В результате развивается собственное мышление ребенка и происходит переработка его опыта. При невозможности извлечения смысла из опыта, когда сигналы ребенка не встречают восприятия, это воспринимается им как враждебность. В попытках избавиться от негативных переживаний ребенок перестает проецировать свои страхи и аккумулирует их внутри себя. Его навыки регуляции эмоций не развиваются, а отождествляются с дефективным контроллером. В ситуации страха Бион видит три варианта реагирования:
В ситуации отсутствия объекта, способного регулировать эмоциональное состояние ребенка, может развиться специфический тип страха – страх разлуки. Он может ощущаться не только ребенком, но и взрослым, однако его корни уходят в ранее детское развитие, когда младенец испытывал проблемы с постоянством ухаживающего объекта.
Страх жизни и роста, безымянный ужас
Некоторые дети не осознают, что рост связан не только с приобретением новых свойств, но и с увеличением способности чувствовать ответственность за свои поступки. Обучение и рост связаны со страхами и с разочарованием по поводу незнания чего либо. Способность к обучению напрямую зависит от способности переносить фрустрации, связанные с процессом познания. Бион описывал младенческие состояния ужаса перед смертью и распадом, при которых ребенок проецирует данный вид страха на свою мать или другого контроллера. Если мать психически уравновешена, то она принимает на себя этот страх, контейнирует («вмещает») и возвращает младенцу в приемлемой для него форме. Если же она не в силах это сделать, то младенец испытывает безымянный ужас (по Биону), который, по его мнению, даже хуже, чем страх смерти, поскольку не имеет названия. Тяжело нарушенные пациенты могут годами испытывать такой ужас, не понимая, что на самом деле они испытывают страх смерти. Таким образом, способность индивида к регулировке своего эмоционального состояния является решающей для его развития. Такая способность приобретается при наличии близких отношений с фигурой привязанности (чаще с мамой), в комплексе отношений со значимыми другими. С их помощью ребенок обучается тому, как контролировать свое эмоциональное состояние, что помогает ему впоследствии справляться со страхами.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|