Абьюзные отношения с матерью

Жертвами абьюза чаще всего становятся люди с низкой самооценкой и слабыми или отсутствующими границами. Задача родителей - научить ребенка правильно выстраивать эти личные границы. Абьюзные отношения с матерью

Но нередко воспитание матери (или обоих родителей) имеет искажения в виде гиперопекающего поведения, либо контролирующего, властного, а порой и вовсе агрессивного (нередки случаи и того, и другого взаимодействия в отношениях "мать-дочь" или "мать-сын"). В обоих случаях ребенку сложно почувствовать свои границы, опереться на них.

Пожалуй, самым ярким примером абьюзных отношений являются отношения матери Шарлотты и ее дочери Эвы в фильме "Осенняя соната".


Кадр из фильма "Осенняя соната"

В фильме Эва говорит своей матери:

«Я была для тебя куклой в минуты досуга. Когда я болела или просто надоедала тебе, ты отправляла меня к няне. (…) Я безумно старалась тебе понравиться, но я была угловатая, глаза тусклые, безбровая, нескладная, худая, руки слишком тонкие, ноги слишком длинные. Я сама себе была противна».

Именно так чувствует себя ребенок, который воспитывается абьюзной матерью. Он всеми силами хочет понравиться ей, заслужить любовь и принятие, но в то же время не может это сделать, потому что мать оказывается эмоционально недоступной. Детям абьюзных матерей сложно сориентироваться в том, как относиться к самим себе и, как следствие, почувствовать свою ценность, свои границы в отношениях с окружающими. Вот что говорит Эва далее своей матери:


Кадр из фильма "Осенняя соната"

«Я дрожала от страха, что ты увидишь, что я безнадежно глупа. Я была подавлена, но осознавала только одно: во мне нет ни грамма себя, я ноль, я ничтожество. Таких ни любить, ни уважать нельзя. Я копировала тебя, твои жесты, твою походку. Даже наедине с собой я внушала к себе отвращение. Это была не жизнь, а кошмар. (…) Мне казалось, еще мгновение и я потеряю рассудок».

В случае гиперокающего поведения мать не дает ребенку свободы, которая необходима ему для полноценного и гармоничного развития, предугадывает его желания, заботится о нем, не дает ему пространства для самостоятельности, "душит" своей любовью.Так, мать Эвы, вернулась после своего путешествия с своему мужу и дочерям и пыталась наверстать упущенное за долгие годы своего отсутствия. Эва говорит:

"Ты донимала меня меня заботой с тревожными интонациями. Ни одна мелочь не ускользала от твоего взгляда".

При контролирующем, агрессивном поведении мать вторгается в жизнь ребенка, знает, как и что ему нужно, может проявлять жестокость, подавляя волю ребенка, делая из него "марионетку" с правильным поведением, которое удобно родителю/лям.

"Ты затаптывала нежность и и доброту, душила все живое, что встречалось на твоем пути".


Кадр из фильма "Осенняя соната"

Не чувствуя своих границ ребенок становится зависимым от матери, ему сложно жить своей жизнью. А в некоторых случаях процесс сепарации становится невозможным. Чем токсичнее мать, тем сепарация сложнее, ведь в процессе своего воспитания она идет на крайние меры и манипуляции, чтобы сделать ребенка "своим", зависимым и безвольным, внушив ему чувство вины и переложив ответственность за свое самочувствие, состояние, эмоции, здоровье на ребенка.

"Ты не понимаешь, у меня сильно болела спина, поэтому я уехала от вас, и ничем другим не могла заниматься, кроме как музыкой, - отвечает на обвинения мать. Меня саму никто не ласкал в детстве, я не видела проявлений любви, ко мне никто не прикасался. Обними меня, мне плохо..."

Это сильно напоминает отношения с абьюзером, где жертва чувствует полную зависимость от него, страдает от чувства долга, который невозможно будет выплатить. Идеализация, надежда на лучшее ("стоит только постараться и все будет хорошо"), отрицание негативных качеств и последствий воспитания не дает человеку во взрослом возрасте выработать свои правильные модели жизни и уйти от токсичного сценария, который был в родительской семье.

Даже если мать добивается своего, полностью подчинив волю ребенка, она не останавливается на этом и продолжает дальше разрушать личность ребенка. Почему? Потому что таким образом она отыгрывает свои собственные травмы детства, не давая себе отчета в том, как это влияет на его жизнь. Это ее история, ее травмы детства, с которыми нужно справиться, найти в себе силы выйти из этого.

«Твои слова говорили одно, а глаза другое. Я всегда чувствовала, что ты кривишь душой, я не могла проникнуть в смысл твоих слов. А твоя улыбка… Это было ужасней всего. Когда ты ненавидела папу, ты говорила ему: «Мой дорогой друг», когда ты ненавидела меня, ты называла меня: «Моя милая девочка» и улыбалась".

Эва в конце фильма спрашивает у матери: "Неужели мое горе - это твой триумф?", но не получает ответа. Хотим ли мы нести родительскую боль, родительскую травму всю свою жизнь или мы выберем свой, уникальный сценарий, в котором будем счастливы? Ответ в каждом из нас.



Просмотров: 307
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как моя мать убивала во мне взрослого или "Ты всегда будешь моим ребенком"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • "Сделай меня счастливым" или "я спасу тебя"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь