Особенности интеллекта многодетных женщин

Постановка проблемы

В последние десятилетия появляется субкульту­ра деловой женщины, для которой характерна карьерная направленность жизни. У такой жен­щины зачастую не возникает интенции к выпол­нению исконно принятых обязанностей матери и жены и удовлетворению потребности в детях, которая понимается как социально-психологи­ческое свойство индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей он испытывает затрудне­ния как личность (Андреева, 2004, с. 135). Таким образом, вместе с ростом карьерной направлен­ности женщин возникает другая проблема: в Рос­сии наблюдается спад рождаемости и, как следст­вие, демографический кризис (Гундаров, 2001; Андреева, 2004).

В современном обществе профессиональный рост, попытка вхождения в управленческую элиту ставит женщину перед выбором - семья или рабо­та (Демиденко, 2000). Возможно, умение выстра­ивать свою жизнь так, чтобы совмещать и про­фессиональную деятельность, и семейную жизнь, отражает гибкость интеллекта. Согласно теории аккумулирования ролей, человек, играющий мно­жество ролей одновременно, не только не испы­тывает большого напряжения, но и получает до­полнительные «отдушины» на случай провала в одной из ролей (Берн, 2001).

Методологической основой исследования явля­ются структурно-интегративный подход (М. А. Хо­лодная, Б. Г. Юдин) применительно к изучению структурной организации интеллекта и триархи-ческая теория успешного интеллекта Р. Стернберга.

Вопрос о детерминации жизни человека собст­венной волей или внешними обстоятельствами был актуален всегда (Лобанов, 2006). Что дви­жет выбором современной российской женщи­ны? Какие дополнительные факторы здесь «сра­батывают»: благосостояние, дань моде, боязнь ответственности в одном из направлений и уход в другое, личностный потенциал или интеллект? Поиск ответов на эти вопросы составляет пробле­му исследования.

В качестве объекта исследования выступили женщины, имеющие одного и более детей. Предме­том исследования стали особенности познаватель­ной позиции многодетных женщин. Контрольную группу составили женщины, имеющие 1-2 детей.

При выборе детерминанты жизненного пути женщины большую роль играет интеллект. Имен­но он может стать либо «помощником», либо пре­пятствием для решительности в осуществлении жизненного выбора, понимания и оценки своих желаний и способностей.

По мнению Р. Стернберга, интеллект - это це­ленаправленный выбор и адаптация к реальным условиям среды, соответствующим образу жиз­ни индивидуума. Термин «успешный интеллект» отражает компромисс активной личности между выбором, преобразованием окружающей среды и адаптацией к ее условиям для достижения собст­венных целей и целей общества (Лобанов, 2006).

Таким образом, гипотезой исследования ста­ло утверждение, что одними из детерминант вы­бора способа деятельности, поведения женщины являются структурные особенности их интеллек­та. Конкретизация гипотезы: принятие женщи­ной ответственности на себя опосредовано уров­нем и структурой интеллекта; его индикатором выступает познавательная позиция.

Можно предположить, что принятие ответст­венности на себя, желание быть индивидуальнос­тью, будет отражено в уровне, а точнее в структу­ре интеллекта. Женщины с понятийным опытом скорее будут рассуждать с прагматической точ­ки зрения и, принимая решение, полностью от­давать себе отчет в последствиях, заранее их про­думывая, что в дальнейшем облегчит жизнь и им, и их семьям.

Выборку исследования составили 32 матери в возрасте 26-40 лет, имеющие 1-5 детей. Выбор­ка выравнивалась по количеству детей.

В ходе проведения исследования были ис­пользована методика «Идеальный компьютер», измеряющая меру открытости познавательной позиции испытуемого (Холодная, 2002). В соот­ветствии с исследованиями Л. М. Веккера, М. А. Хо­лодной, И. А. Кибальченко был использован сло­весно-образный перевод понятия «идеальная женщина». Данная методика отображает направленность выбора личности в определенной пред­метной области, средства ее изучения, источники получения информации, способы ее переработки, характеризует сознательно предпринимаемые действия.

Интеллектуально-успешный человек отме­чен реальными достижениями. Он эффективно и своевременно использует свой умственный по­тенциал (Лобанов, 2006). Интенциональный опыт, согласно М. А. Холодной (Холодная, 2002), - это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Их основное назначение - формирование субъек­тивных критериев выбора относительно опреде­ленной предметной области. Интенциональный опыт помогает женщине определять свои предпо­чтения и осознавать важность или второстепен-ность поставленной цели, направленности или же предпочтения.

В исследованиях М. А. Холодной метакогнитив-ный опыт, так же как интенциональный, рассмат­ривается как часть ментального опыта. По мнению В. Н. Дружинина, метакогнитивный опыт относит­ся к регуляторной системе психики, а интенцио-нальный - к мотивационной системе. Особеннос­ти организации когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта, его предпочтения и выбор на сознательном уровне.

 

Результаты исследования

Мера открытости познавательной позиции обнару­живает себя в преобладании объективированных и категориальных вопросов, а мера закрытости -в преобладании субъективированных и фактичес­ких (Холодная, 2002; Кибальченко, 2008).

После обработки данных по методике «Идеаль­ный компьютер», раскрывающих познавательную позицию женщин, выявилось очевидное различие по двум параметрам: преобладание объективиро­ванных/фактических вопросов в группе много­детных женщин и субъективированных/факти­ческих вопросов - в контрольной группе.

Согласно полученным данным, преобладание субъективированных/фактических вопросов ха­рактерно для закрытой познавательной позиции. Данная категория оказалась выше у женщин конт­рольной группы, не являющихся многодетными матерями. Можно предположить, что женщины, интересующиеся только личностными и факти­ческими данными, не склонны создавать большие семьи, исходя из таких соображений, как нежела­ние потери личного времени, свободы действий, комфорта и т. п.

Женщины с объективированными/фактичес­кими вопросами, к которым в нашем исследова­нии относятся многодетные матери, наоборот, смотрят на окружающий мир шире, не ограни­чиваясь личностным пространством, но остают­ся при этом в пределах фактических рамок, исхо­дя из которых, они могут планировать ситуации и моделировать будущее.

В группе не многодетных матерей количество вопросов, характеризующих открытую и закрытую познавательные позиции, разделились поровну. И сказать, куда направлен «маятник» их решений, невозможно, по крайней мере, на данной выборке. Предположение, что женщина, решившая созна­тельно стать многодетной матерью, имеет разви­тый когнитивный, метакогнитивный и интен­циональный опыт и открытую познавательную позицию, которая обнаруживает себя в преобла­дании объективированных и категориальных во­просов, нашло подтверждение.

Социологические исследования показывают, что многие женщины, работающие из-за экономи­ческой необходимости, не бросили бы свою рабо­ту, если бы вдруг перестали нуждаться в деньгах (Дынин, 2003). Можно предположить, что при уче­те социального положения и осознанного выбо­ра многодетного материнства можно будет выде­лить и другие различия в структуре интеллекта.

В структуре интенционального опыта выделя­ют три типа ментальных структур: предпочтения, убеждения и умонастроения. Психологическим индикатором интеллектуальных предпочтений на начальной стадии их формирования выступа­ют познавательные склонности (Холодная, 2002).

Полученные результаты отражают следую­щее. Женщины, имеющие много детей, рисовали состоявшуюся женщину в различных ракурсах: отдыхающая, работающая, находящаяся в кру­гу семьи - детей и даже предполагаемых внуков. Женщины из контрольной группы отражали ре­альную семейную картину и добавляли матери­альное благополучие: дом, машину, компьютер.

Гибкость интеллектуальных убеждений, свя­занных с переживанием «фатальной» необхо­димости определенного взгляда на происходя­щее, у многодетных матерей проявилась в том, что они, изображая картины семьи, комментиро­вали возможное развитие ситуации: «Уменя дочь сказала, что хочет много детей, и поэтому я на­рисовала много внуков. Я горжусь ее словами, хо­тя понимаю, что в жизни возможно всякое». Ха­рактерными высказываниями для контрольной группы стали: «Лучше меньше, да лучше», «Нет смысла в создании большой семьи без комфортных условий для жизни». Для многодетных матерей естественней были фразы: «Большая семья - за­лог счастливой жизни», «Семья должна состоять из семи „Я"».

В ходе эмпирического исследования было уста­новлено, что многодетные женщины склонны раз­вивать свое жизненное пространство, опираясь на анализ текущей ситуации, тогда как не мно­годетные матери просчитывают варианты сложных ситуаций, с которыми они, возможно, столк­нутся, и пытаются построить свою деятельность, исходя из анализа субъективных переживаний, впечатлений.

 

Заключение

В данной работе нам хотелось отразить идею о том, что интеллект многогранен и его проявле­ния могут быть различны - от уровня математи­ческих способностей до качества распределения дел в течение дня. М. А. Холодная высказывает точку зрения, которая отражает цель проведенно­го исследования: категория «ментального опыта» не только позволяет подойти к объяснению приро­ды интеллекта, но и выступает в качестве «засло­на» попыткам дискредитации людей по признаку их индивидуальных интеллектуальных разли­чий. По ее словам, любой человек умен от при­роды, и повышение,либо понижение «функцио­нальной глупости» зависит от многих внешних факторов - от характера питания до политики. Определение статуса интеллекта в организации человеческого поведения позволяет говорить о ши­роких возможностях изучения данного проблем­ного поля.

Литература

Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоле­ния. М., 2001.

Демиденко Т. М. Актуальные проблемы соци­альной защиты женщин в современных услови­ях // Сборник материалов Всероссийской науч­но-практической конференции «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах».

Пенза, 2000.

Дынин П. И. Женщина и карьера // Практикум по психологии / Под ред. И. К. Клециной. СПб., 2003.

Голубева Е. В., Кибальченко И. А. Психодиагнос­тика: Учеб. пособие на модульной основе с диагно-стико-квалиметрическим обеспечением / Под ред. И. А. Кибальченко. Ростов, 2009.

Кумыкова Е. В. Психологические особенности внутренне независимой женщины периода зре­лости // Психологические исследования. Вып. 2 / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007.

Лобанов А. П. Интеллект и когнитивные сти­ли. Орша, 2006.

Холодная М. А. Психология интеллекта: пара­доксы исследования. СПб., 2002.

 

 

 



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Стратегии устройства личной жизни мужчин и женщин после развода. Опыт одного лонгитюдного исследования
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Исследования. Запах женщины.
  • Для той женщины, которая готова ...осознавать себя как Женщина...
  • Сезоны Души Женщины. Архетипы возраста Исследования Миров - 21-28 лет
  • Феномен материнства и его психологические особенности в жизни современной женщины
  • Почему женщины забыли что они женщины
  • Не замужем или разведена: что лучше для женщины? Мнение психолога
  • Что может быть важнее интеллекта?
  • Женственность - что это для современной женщины?
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • 7 главных аспектов отношений мужа и жены. Тема для исследования вашей семьи.
  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • Что помогает клиенту? Исследования И. Ялома
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Развитие интеллекта и двигательная активность у детей
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Женщина - объект для исследования
  • Что женщины упускают из вида при выборе мужчин.
  • Влияние интеллекта мужчин и женщин на сексуальное общение.
  • Что есть у женщины для счастья
  • Что нужно для женщины, чтобы выйти из состояния жертвы? Поддержка!
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Роль фона для мужчины женщин больше не устраивает. Нравятся ли мужчинам доминирующие женщины?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь