|
Особенности интеллекта многодетных женщинАвтор статьи: Осинцева Татьяна Викторовна
Постановка проблемы В последние десятилетия появляется субкультура деловой женщины, для которой характерна карьерная направленность жизни. У такой женщины зачастую не возникает интенции к выполнению исконно принятых обязанностей матери и жены и удовлетворению потребности в детях, которая понимается как социально-психологическое свойство индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей он испытывает затруднения как личность (Андреева, 2004, с. 135). Таким образом, вместе с ростом карьерной направленности женщин возникает другая проблема: в России наблюдается спад рождаемости и, как следствие, демографический кризис (Гундаров, 2001; Андреева, 2004). В современном обществе профессиональный рост, попытка вхождения в управленческую элиту ставит женщину перед выбором - семья или работа (Демиденко, 2000). Возможно, умение выстраивать свою жизнь так, чтобы совмещать и профессиональную деятельность, и семейную жизнь, отражает гибкость интеллекта. Согласно теории аккумулирования ролей, человек, играющий множество ролей одновременно, не только не испытывает большого напряжения, но и получает дополнительные «отдушины» на случай провала в одной из ролей (Берн, 2001). Методологической основой исследования являются структурно-интегративный подход (М. А. Холодная, Б. Г. Юдин) применительно к изучению структурной организации интеллекта и триархи-ческая теория успешного интеллекта Р. Стернберга. Вопрос о детерминации жизни человека собственной волей или внешними обстоятельствами был актуален всегда (Лобанов, 2006). Что движет выбором современной российской женщины? Какие дополнительные факторы здесь «срабатывают»: благосостояние, дань моде, боязнь ответственности в одном из направлений и уход в другое, личностный потенциал или интеллект? Поиск ответов на эти вопросы составляет проблему исследования. В качестве объекта исследования выступили женщины, имеющие одного и более детей. Предметом исследования стали особенности познавательной позиции многодетных женщин. Контрольную группу составили женщины, имеющие 1-2 детей. При выборе детерминанты жизненного пути женщины большую роль играет интеллект. Именно он может стать либо «помощником», либо препятствием для решительности в осуществлении жизненного выбора, понимания и оценки своих желаний и способностей. По мнению Р. Стернберга, интеллект - это целенаправленный выбор и адаптация к реальным условиям среды, соответствующим образу жизни индивидуума. Термин «успешный интеллект» отражает компромисс активной личности между выбором, преобразованием окружающей среды и адаптацией к ее условиям для достижения собственных целей и целей общества (Лобанов, 2006). Таким образом, гипотезой исследования стало утверждение, что одними из детерминант выбора способа деятельности, поведения женщины являются структурные особенности их интеллекта. Конкретизация гипотезы: принятие женщиной ответственности на себя опосредовано уровнем и структурой интеллекта; его индикатором выступает познавательная позиция. Можно предположить, что принятие ответственности на себя, желание быть индивидуальностью, будет отражено в уровне, а точнее в структуре интеллекта. Женщины с понятийным опытом скорее будут рассуждать с прагматической точки зрения и, принимая решение, полностью отдавать себе отчет в последствиях, заранее их продумывая, что в дальнейшем облегчит жизнь и им, и их семьям. Выборку исследования составили 32 матери в возрасте 26-40 лет, имеющие 1-5 детей. Выборка выравнивалась по количеству детей. В ходе проведения исследования были использована методика «Идеальный компьютер», измеряющая меру открытости познавательной позиции испытуемого (Холодная, 2002). В соответствии с исследованиями Л. М. Веккера, М. А. Холодной, И. А. Кибальченко был использован словесно-образный перевод понятия «идеальная женщина». Данная методика отображает направленность выбора личности в определенной предметной области, средства ее изучения, источники получения информации, способы ее переработки, характеризует сознательно предпринимаемые действия. Интеллектуально-успешный человек отмечен реальными достижениями. Он эффективно и своевременно использует свой умственный потенциал (Лобанов, 2006). Интенциональный опыт, согласно М. А. Холодной (Холодная, 2002), - это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Их основное назначение - формирование субъективных критериев выбора относительно определенной предметной области. Интенциональный опыт помогает женщине определять свои предпочтения и осознавать важность или второстепен-ность поставленной цели, направленности или же предпочтения. В исследованиях М. А. Холодной метакогнитив-ный опыт, так же как интенциональный, рассматривается как часть ментального опыта. По мнению В. Н. Дружинина, метакогнитивный опыт относится к регуляторной системе психики, а интенцио-нальный - к мотивационной системе. Особенности организации когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта, его предпочтения и выбор на сознательном уровне.
Результаты исследования Мера открытости познавательной позиции обнаруживает себя в преобладании объективированных и категориальных вопросов, а мера закрытости -в преобладании субъективированных и фактических (Холодная, 2002; Кибальченко, 2008). После обработки данных по методике «Идеальный компьютер», раскрывающих познавательную позицию женщин, выявилось очевидное различие по двум параметрам: преобладание объективированных/фактических вопросов в группе многодетных женщин и субъективированных/фактических вопросов - в контрольной группе. Согласно полученным данным, преобладание субъективированных/фактических вопросов характерно для закрытой познавательной позиции. Данная категория оказалась выше у женщин контрольной группы, не являющихся многодетными матерями. Можно предположить, что женщины, интересующиеся только личностными и фактическими данными, не склонны создавать большие семьи, исходя из таких соображений, как нежелание потери личного времени, свободы действий, комфорта и т. п. Женщины с объективированными/фактическими вопросами, к которым в нашем исследовании относятся многодетные матери, наоборот, смотрят на окружающий мир шире, не ограничиваясь личностным пространством, но остаются при этом в пределах фактических рамок, исходя из которых, они могут планировать ситуации и моделировать будущее. В группе не многодетных матерей количество вопросов, характеризующих открытую и закрытую познавательные позиции, разделились поровну. И сказать, куда направлен «маятник» их решений, невозможно, по крайней мере, на данной выборке. Предположение, что женщина, решившая сознательно стать многодетной матерью, имеет развитый когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт и открытую познавательную позицию, которая обнаруживает себя в преобладании объективированных и категориальных вопросов, нашло подтверждение. Социологические исследования показывают, что многие женщины, работающие из-за экономической необходимости, не бросили бы свою работу, если бы вдруг перестали нуждаться в деньгах (Дынин, 2003). Можно предположить, что при учете социального положения и осознанного выбора многодетного материнства можно будет выделить и другие различия в структуре интеллекта. В структуре интенционального опыта выделяют три типа ментальных структур: предпочтения, убеждения и умонастроения. Психологическим индикатором интеллектуальных предпочтений на начальной стадии их формирования выступают познавательные склонности (Холодная, 2002). Полученные результаты отражают следующее. Женщины, имеющие много детей, рисовали состоявшуюся женщину в различных ракурсах: отдыхающая, работающая, находящаяся в кругу семьи - детей и даже предполагаемых внуков. Женщины из контрольной группы отражали реальную семейную картину и добавляли материальное благополучие: дом, машину, компьютер. Гибкость интеллектуальных убеждений, связанных с переживанием «фатальной» необходимости определенного взгляда на происходящее, у многодетных матерей проявилась в том, что они, изображая картины семьи, комментировали возможное развитие ситуации: «Уменя дочь сказала, что хочет много детей, и поэтому я нарисовала много внуков. Я горжусь ее словами, хотя понимаю, что в жизни возможно всякое». Характерными высказываниями для контрольной группы стали: «Лучше меньше, да лучше», «Нет смысла в создании большой семьи без комфортных условий для жизни». Для многодетных матерей естественней были фразы: «Большая семья - залог счастливой жизни», «Семья должна состоять из семи „Я"». В ходе эмпирического исследования было установлено, что многодетные женщины склонны развивать свое жизненное пространство, опираясь на анализ текущей ситуации, тогда как не многодетные матери просчитывают варианты сложных ситуаций, с которыми они, возможно, столкнутся, и пытаются построить свою деятельность, исходя из анализа субъективных переживаний, впечатлений.
Заключение В данной работе нам хотелось отразить идею о том, что интеллект многогранен и его проявления могут быть различны - от уровня математических способностей до качества распределения дел в течение дня. М. А. Холодная высказывает точку зрения, которая отражает цель проведенного исследования: категория «ментального опыта» не только позволяет подойти к объяснению природы интеллекта, но и выступает в качестве «заслона» попыткам дискредитации людей по признаку их индивидуальных интеллектуальных различий. По ее словам, любой человек умен от природы, и повышение,либо понижение «функциональной глупости» зависит от многих внешних факторов - от характера питания до политики. Определение статуса интеллекта в организации человеческого поведения позволяет говорить о широких возможностях изучения данного проблемного поля. Литература Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М., 2001. Демиденко Т. М. Актуальные проблемы социальной защиты женщин в современных условиях // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах». Пенза, 2000. Дынин П. И. Женщина и карьера // Практикум по психологии / Под ред. И. К. Клециной. СПб., 2003. Голубева Е. В., Кибальченко И. А. Психодиагностика: Учеб. пособие на модульной основе с диагно-стико-квалиметрическим обеспечением / Под ред. И. А. Кибальченко. Ростов, 2009. Кумыкова Е. В. Психологические особенности внутренне независимой женщины периода зрелости // Психологические исследования. Вып. 2 / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007. Лобанов А. П. Интеллект и когнитивные стили. Орша, 2006. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|