Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического исследования

Автор статьи: Леонид Огороднов

 

Л.М. Огороднов

 

Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического изучения

 

Св. Апостолы (от греч. Άπóστολος, «посланник») — ближайшие ученики Спасителя, избранные, наученные и посланные Им на проповедь св. Евангелия и устроение Церкви.

Кто такие Апостолы опыт агиодраматического исследования

Избрание Апостолов описано в Мф.10:1-4, Мк.3:13-19, Лк. 6:12-16. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф.10:1-4).

В. Швец и С. Сорочан в своей книге «Введение в агиографию» выделяют следующие характеристики апостольского служения:

 

— богоизбранность
— личное общение со Христом при Его земной жизни;
— преемственная связь апостольского служения с Его земным служением (Ин. 20:21);
— научение от Него истинам веры:
— очищение общением с Ним;
— принятие св. Духа, содействие св. Духа в деле апостольской проповеди;
— наделенность дарами св. Духа (премудрость, тайноведение, дар языков, дар исцелений и чудотворений);
— пастырская власть (дар и обязанность управлять св. Церковью, совершать св. Таинства, рукополагать, т. е. передавать пастырскую власть):
— проповедь Евангелия, основание св. Церкви Христовой;
— письменное запечатление Христова учения, создание Нового Завета

— личный подвиг, включавший всецелую преданность Христу, аскетическое самоотречение, страдания за Христа, мученическую кончину.

 

Я буду раскрывать эти характеристики апостольства на протяжении всей главы, а здесь мы рассмотрим, как Юлия Труханова в рамках занятий в Воскресной школе агиодраматически изучала с детьми сущность апостольского служения. Мы воспользуемся ее описанием такого занятия и увидим, как дети с помощью агиодрамы начали понимать, кто такие Апостолы. В кавычках — текст Юлии, без кавычек — мои комментарии.

«Первая агиодрама по Апостолам намечалась как агиодрама, посвященная не только двенадцати Апостолам вообще, но и конкретно Апостолу Петру. Однако, в самом начале работы выяснилось, что группа очень смутно представляла себе, в чем состоит уникальность апостольского служения. Поэтому занятие включало достаточно большие информационные блоки. Так, потребовалось время на обсуждение того, кто же такие Апостолы. Первые версии были:

 

  1. добрые люди,

  2. такие особенные святые,

  3. правильные люди, любят Бога.

 

После информационного блока группа набросала следующие версии:

 

  1. ученики Христа,

  2. те, кто ходил с Господом Иисусом Христом и видел чудеса,

  3. Господь сам позвал Апостолов,

  4. те ученики, которые видели смерть и Воскресение Господа,

  5. те, кого Иисус Христос сам учил, как молиться».

Очень важно было сначала выявить, какая картинка этого лика святости была у группы вначале. Здесь еще нет собственно психодраматического действия, но мы видим, как представления об Апостолах меняются с самых общих, которые можно отнести к любому чину святых, на более конкретные, характеризующие общение Апостолов с Господом. Подчеркивается богоизбранность, призванность Апостолов, преемственность от Отца учения, которое им предстоит нести людям: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.; 15:16)

«С помощью табличек были выложены двенадцать Апостолов, обозначены наиболее яркие моменты их житий, после чего группа приступила к постановке сцены избрания двенадцатого Апостола, на место, освободившееся после предательства Иуды. Из-за разгулявшегося по школам гриппа, детей пришло всего восемь человек, плюс один взрослый участник, поэтому в сцене присутствовали в ролях апп. Фома, Матфей, Нафанаил, Петр, Андрей, Иоанн и два претендента — Матфий и Иосиф.

На вопрос, а почему Апостолов должно быть двенадцать, ребята из ролей Апостолов дружно заявили, что 12 — число, которое Бог любит, и вообще, 12 — какое-то особенное число, правда не понятно, почему. Тут ребята вспомнили прошлое занятие, как Израиль упоминал про 12 колен. Решили, что количество Апостолов должно быть равным числу ветхозаветных 12 колен, потому, что Господь создал новую Церковь.

Стали решать, какой же человек нужен на замену. Арсений из роли Андрея Первозванного настаивал на том, что главное качество – вера в Бога, Тимофей из роли Петра, как главное качество, выделил образованность: «Мы тут все не очень ученые, надо кого-то кто много читал книжек». Остальные выделяли, как основные качества, честность и доброту. Мне пришлось задать группе ряд наводящих вопросов, о том, а кто они такие и, что успели увидеть, узнать. Тогда ребята в ролях Апостолов, немного подумав и посоветовавшись, решили, что нужен человек, который, как и они, был с Господом долгое время и был призван самим Христом, видел Его Страдания и Воскресение. Выбор пал на двух человек из Апостолов от 70-ти. На вопрос, каким образом они станут выбирать, девочка Варя из роли ап. Фомы, сказала, что надо помолиться и бросить жребий. Другие ребята из ролей Апостолов согласились, решили, что молиться они будут о том, чтоб Господь сам выбрал достойного человека. Про жребий был зачитан отрывок из Деяний св. Апостолов».

В этой сцене начинается агиодраматическое действие, когда каждый из участников группы может побыть в той роли, которую сам выберет.

Сцену с избранием Матфия в каком-то смысле можно назвать ключевой, поскольку в тексте Деяний Апостолов описаны критерии, по котором выбирается двенадцатый апостол, и способ избрания: «Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия и помолились и сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место». И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». (Деян. 1:21-26).

Примечательно, что дети сами, до того, как им был зачитан этот отрывок, из ролей приходят к тем же критериям.

«После избрания я спросила ребят в ролях Апостолов, как им теперь, когда их снова двенадцать. Петр и Нафанаил сказали, что им спокойно и хорошо от того, что теперь они вместе, и дела идут, как надо, Иоанн признался, что испытывает некоторый страх, что с Иудой так вышло, но надеется, что теперь все будет хорошо. Матфей переживал, что его теперь будут вечно путать с Матфием «всякие школьники». Фома интересовался: «Посмотрим, какой толк выйдет из этого Матфия!». Сам же Матфий (в этой роли была девочка, ранее не очень активно проявлявшая себя в драмах) обещал стараться и стать хорошим Апостолом. Ощущения из роли: тревога и гордость».

На этой стадии занятия формируется, во-первых, групповой образ апостольства, а во-вторых, каждый из участников демонстрирует из роли личное отношение к апостольскому служению. Опыт показывает, что такое, через тело и через чувства, научение более эффективно, чем семинарское обсуждение темы, что психодраматическое проигрывание роли в группе позволяет глубже понять и лучше запомнить изучаемый материал.

«После избрания Апостола, группе было предложено описать тот мир, в который они идут для проповеди Евангелия. Был построен треугольник, на углах которого оказались: Христиане, Иудеи и Язычники. Участники группы походили по этим выложенным лентами точкам, стараясь понять, где им наиболее комфортно и хочется остаться. Большинство осталось в углу Христиан, двое – в лагере Иудеев и один мальчик в стане язычников. В группе Христиан оказались три Апостола: Петр, Иоанн и Павел, и две женщины-христианки, в группе Иудеев — Фарисей (взрослая участница группы Елена) и один Простой израильтянин, Язычники были представлены Купцом из Рима».

Здесь Юлия проводит агиодраматическую технику, структурно описывающую деятельность Апостолов. Действительно, весь апостольский век можно описать как взаимодействие этих ролей — Иудеев, Язычников и Христиан. Описание их взаимодействия в истории и описание техники можно найти ниже.

Удивительно, чтто Христиане были символизированы Петром, Павлом и Иоанном. Чуть позже мы увидим, что именно с именами этих Апостолов связана периодизация апостольского века.

«Купцу в целом не нравились ни Иудеи, ни Христиане, ему нужны были только торговые отношения и вполне устраивало наличие новых покупателей, оставалось выяснить, какие у них интересы, ну и на чудеса можно посмотреть, это интересно. Но верить ему удобнее в Гермеса, Зевса и всех остальных. Основное чувство ко всем чудесным историям «осторожный интерес».

Фарисей долго и сочно возмущался попранием веры отцов, а Язычников просто не считал за людей, поэтому его очень злил факт, что римляне захватили его родину. «Нам нужен царь, наконец, а тут ходят всякие и мутят воду». Потом вспомнил, что видел воскресшего Лазаря, и заметил, что, если бы Христиане говорили уж совсем глупости, никто бы их не стал слушать. Решил, что посмотрит, как пойдет дело дальше.

Обычный иудей удивлялся странным событиям, произошедшим в Иерусалиме на Пасху, хотел послушать учителей закона, что они скажут. А Язычники, по его мнению, глупые люди, потому что не может быть столько богов, Бог один.

Тимофей из роли ап. Петра на вопрос «Какой ты?», сказал, что я горячий, быстрый, люблю все по делу, что иудеи ему нравятся больше, они ученые и должны скорее понять, что Господь Иисус Христос – Мессия. А Язычники могут захотеть поклоняться и своим богам, и Господу Иисусу, а это будет нехорошо. Что он не знает, как правильно рассказать Язычникам о Христе.

Максим из роли Иоанна, сказал, что ему надо заботиться о Божьей Матери, и он так сделает, как Бог скажет. Арсений из роли Павла выразил желание пойти проповедовать Иудеям, так как он из фарисеев и хорошо всех знает».

Из рассказа Юлии не ясно, рассказывала ли они детям о взаимоотношениях между Иудеями, Язычниками и Христианами, или дети смоделировали их сами. Однако опыт многократного проведения этой техники показывает, что даже те участники групп, которые никогда не читали Деяний Апостолов и житий святых, и не имеют представления об апостольском веке, интуитивно способны описать «типовые» взаимодействия между этими группами.

«После этого был задан вопрос, как Апостолы стали бы проповедовать Иудеям и Язычникам. Было использовано множественное дублирование.

Группа решила, что Язычников лучше всего привлечь чудесами, а потом рассказать им о Боге, а Иудеям нужно побольше упоминать Ветхозаветные пророчества о Мессии, а потом уже рассказывать о Христе, чтобы они поняли связь.

По отзывам в заключительном круге, работа вызвала большой интерес у ребят. Они даже пообещали посмотреть документальный сериал канала «Культура» «Апостолы».

Техника множественного дублирования — это когда все участники группы по очереди подходят к участнику, исполняющему ту или иную роль, и от лица этого персонажа высказывают свое отношение к ситуации. Она позволяет, используя индивидуальность участников, рассмотреть разные подходы к решению задачи. В данном случае, участники группы из роли Апостола обращались к Язычникам и Иудеям и обозначили две стратегии взаимодействия, которые действительно использовали Апостолы.

Интерес ребят к работе, о котором пишет Юлия — это не просто вежливость по отношению к ведущему. В дальнейшем Юлия поставила еще три драмы об Апостолах — о Петре, Павле и Иоанне, — и эта заинтересованность, как мы увидим, проявилась очень плодотворно.

В этой подглавке мы познакомились с кратким описанием апостольского служения и с тем, как его можно раскрыть в агиодраме. Отдельные его характеристики будут рассматриваться в нижеследующем тексте. А сейчас мы рассмотрим периодизацию апостольского века.

 



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Периодизация апостольского века: контекст агиодраматической постановки житий Апостолов
  • Ролевая схема агиодраматической постановки житий Апостолов
  • Принципы агиодраматической работы с текстами Посланий Апостолов
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • О роли поддержки в терапевтической группе
  • Вся наша жизнь... театр. Роли, которые играют люди.
  • Про системную семейную психотерапию и те роли, которые в ней играют дети.
  • Роли, которые родители навязывают своим детям
  • Зависимые отношения: роли участников и основные признаки.
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли
  • Обвинять или оправдываться. Загадочный треугольник. Роли, которые мы выбираем
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Роли, которые рвут отношения на куски.
  • Роли, которые мы играем
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • О роли матери и отца в воспитании детей.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Роли, которые мы играем. Развитие ролевой гибкости
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Игра во власть и роли созависимости. Как избежать?
  • Чтобы понять, находитесь ли вы в созависимых отношениях, нужно ответить на один вопрос
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Сценарий моей роли: какой он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь