Когда речь идет о проблемах в сфере отношений детей и родителей, большинство родителей видят причину этих проблем в ребенке.
К примеру, если у ребенка возникают проблемы с поведением (истерики, агрессия, непослушание и прочее), то продолжая эту логику - именно с ребенком и должна проводиться основная работа.
Но это не совсем так, особенно когда речь идет о детях-дошкольников (возраст 3 - 6 лет).
Для того, чтобы было понятнее, представьте себе длинный канат: с одной стороны его держат родители, с другой – ребенок/дети.
Это значит, что две стороны принимают участие в возникновении и решении проблемы, потому что родители и ребенок связаны глубокими отношениями
привязанности. Чем меньше ребенок, тем более он зависим от взрослого, тем более к нему привязан к нему эмоционально, т.е. он легко включается в переживания взрослого.
Когда на стороне родителей буря – они нервничают, злятся, испуганы – ребенок переживает эти чувства как свои. И он может давать различные ответные реакции: тоже начать злиться, стоять на ушах, чтобы переключить родителей, заболеть и многое другое.
Этот механизм подключения очень важен с точки зрения сохранения отношений со значимыми взрослыми.
Давайте рассмотрим эту связь на примере агрессивного поведения ребенка.
Задайте себе вопрос: если ребенок проявляет агрессию по отношению сверстников, у кого будут проблемы? Этот вопрос не так прост, как может кажется. Ведь в этой ситуации первым «прилетит» не обязательно ребенку. Вероятнее всего, именно родителям придется «отдуваться, извиняться» за поведение своего ребенка.
Когда родителям рассказывают о неблаговидном поведении ребенка, у них возникает очень много чувств:
- стыд перед другими, за то, что они плохо воспитывают ребенка
- бессилие от того, что не знают как быть в такой ситуации
- злость на ребенка, за то что он так себя ведет
- страх, что за такое поведении могут выгнать из детского сада, а оставить ребенка не с кем....
Все эти эмоции и чувства, которые испытывает родитель очень важны при работе с определённой проблемой!
Во-первых, анализ возникших чувств у родителей помогает часто понять корни нежелательного поведения ребенка (помните про канат).
Во-вторых, помогает наладить общение родителей и ребенка, ведь когда чувства признаются самими родителями, накал страстей снижается. А это в свою очередь, помогает спокойно посмотреть на ситуацию и заняться поиском необходимого решения.
Убедила ли я вас, что чувства родителей важны в решении проблем у ребенка?
Отлично! Тогда предлагаю прямо сейчас, если у вашего ребенка возникли проблемы в поведении, задаться вопросом: а что я чувствую по этому поводу, какие ассоциации приходят мне на ум? – проговорить их самому себе или написать их в дневнике.
Если после проговаривания своих чувств, вы по-прежнему испытываете сильное волнение - вас «штормит», ваши чувства от этого только усилились, это может быть признак того, что с этими чувствами лучше поработать с психологом.
С любовью к детям, с пониманием к родителям, Мария Кулакова.