Групповой процесс в Процессуально-ориентированной психологии

Групповой процесс в Процессуально-ориентированной психологии

      Групповые процессы проводят в рамках Процессуальной Работы. Один из основных принципов, который мы используем, это – принцип «глубокой демократии». Давайте разберемся, что это значит. Демократия – это власть большинства. Это не самое лучшее социальное устройство, т.к. большинство, масса, толпа не всегда провозглашают лучший выбор. Ведь большинство по закону нормального распределения – это нечто среднее, весьма ограниченное. Порой побеждает самый громкий голос, самый эмоциональный, напористый, наглый.

      Глубокая демократия предполагает, что все возможные голоса должны быть услышаны. Даже самый тихий голос. Ведь порой именно в нем звучит мудрость, которую заглушает громкий звук. В группе мы помогаем озвучить свою позицию каждому, слушаем и слышим каждого, даем одинаковое внимание всем составляющим целого. Именно такое устройство является наиболее гуманным, мудрым, ведущим к целостности.

      Еще один очень важный принцип и навык – осознанность, способность смотреть на себя со стороны, метапозиция.

      Т.к. речь идет о групповых процессах, предполагается, что некий процесс разворачивается в группе. Процесс подразумевает нечто живое, изменяющееся во времени, динамичное. Т.е. это то, что имеет условное начало, движение в развитии и заключение.

      В группе мы выбираем актуальную для многих тему для обсуждения и проживания. Каждый участник высказывает свою точку зрения относительно этой темы. В процессуальной терапии мы говорим, что выразитель определенной позиции выражает РОЛЬ в групповом процессе. Это не значит, что участник играет роль. Это способ обозначения, в какой точке находится каждый участник группы в каждый момент времени.  В зависимости от того, насколько полно я выражаю себя, моя точка зрения может расширяться, углубляться. Часто я обнаруживаю нюансы, которые прежде не были замечены, а теперь я понимаю, что моя точка зрения тоже динамична. Она развивается. Порой, если я выражаю ее сполна, я вдруг замечаю близость к точке зрения оппонента. Если не близость, то интерес и любопытство – а каково это, быть на другом полюсе? Я могу эмпатически прожить разные стороны выбранной темы – прожить различные, часто полярные роли.  В групповом процессе важна осознанность, способность замечать малейшие изменения в собственной позиции, направление, куда устремлен вектор новой позиции – роли. Осозанность помогает не застывать, а быть текучими, плыть в процессе, выражая изменения. Так в группе происходит развитие позиций, устремленность к противоположным точкам зрения, все больше голосов начинает звучать в пространстве. Благодаря осознанности мы замечаем так называемые «роли – призраки» - нечто, подспудно  влияющее на процесс, но осознанно не присутствующее в нем. Тогда мы выводим из тени «призраков» и даем им голос.

      Часто за час - полтора группа проходит типичные фазы взросления: от детской неуверенности, неопределенности, жесткости суждений, через подростковый необоснованный оптимизм к зрелому решению.

      В групповом процессе у нас появляется возможность увидеть огромное разнообразие точек зрения относительно определенной темы, прожить эти точки зрения, развить видение темы как внутри себя, так и в группе. Дело в том, что, как правило, выразитель каждого голоса в группе, незримо присутствует внутри нашей личности. Ведь личность – это многочастная структура, полифония, многоголосье. Мы приходим к лучшему пониманию темы, других людей и самих себя.

      В качестве примера хочу привести работу в группе, произошедшую некоторое время назад. С тех пор уже прошло несколько лет, но она была очень яркой и оставила неизгладимое впечатление. Встреча была назначена заранее, и так уж случилось, что именно в этот день произошла трагедия с нашими согражданами, летевшими из Шарм-Эль-Шейха. Событие никого не оставило равнодушным. Собственно, когда я начала собирать темы, которые важны для собравшихся, «кто про что живет», мы стали разговаривать об этой трагедии, о том, что жизнь может оборваться в любую минуту и так хочется Жить, жить наполненно, «вкусно», выражая себя в мир и чувствуя связь с миром , позволяя себе без страха находиться в потоке чувств и переживаний. 
Темы участников были очень близкими содержательно, глубокими и волнующими. 
      Основная тема встречи, которую мы выбрали звучала так: «Я хочу жить «вкусно», но это страшно».
Работа получилась очень глубокая. Участницы (в групповом процессе участвовали только девушки) говорили о важности верности себе, своим чувствам и побуждениям, о своей правде, о страхах. Проявились страхи делать выбор, - ведь порой легче плыть по течению и переложить ответственность на кого-то другого, о страхе сделать шаг в неизвестное или оставить все как есть – страшно и первое, и второе, о страхе оценки, внешней критики.
Роли менялись по мере проживания группового процесса. Сначала центральными ролями были полярности: те, кто рискует следовать за собой и те, кто страшится. Страх тоже был выведен в поле из роли- призрака. 
Позже, когда в поле проявилась роль того, кто оценивает, произошла поляризация на Оценщиков и тех, кто боится. У Оценщиков очень много власти. В этой роли можно ничего не делать самому, чувство значимости получаешь просто вынося вердикт: «Это мне не нравится!», вгоняя в ступор тех, кто хочет и может что-то сделать. В роли было очень значимое осознание того, что своими страхами мы сами наделяем Оценщика властью и силой и, тем самым, несем за это ответственность. 
Иногда атмосфера накалялась, иногда становилась спокойнее. В какой-то момент в поле появилась роль Защитника от оценок. Но это были незрелые психологические защиты, выстраивавшие стены между человеком и оппонентом. Они не давали взрослой свободы творить и жить наполненно. Мы двигались в процессе, перетекая из роли в роль, стараясь выражать ее сполна, ища правильный способ выражения того, что чувствуешь именно сейчас. 
Процесс очень естественно пришел к завершению, когда прозвучал голос, говорящий о том, что Смерть может прийти в любую минуту, и что тогда? Что я оставлю после себя? Не пожалею ли я о том, как жила? Здесь была зрелая готовность встретиться с оценкой, с критикой, отвечать за слово, действие, проявление себя в мире. И тогда даже Оценщик стал слабым, поле успокоилось. Процесс был завершен. Его завершение было очень красивым. Эту роль озвучивала участница, которая и внесла тему в группу. Она начинала процесс, она его и завершила. Но если в начале проявились сомнения, неуверенность, страхи, то закончился он на уверенной ноте. Круг замкнулся, гештальт завершился.
      После этой групповой работы было обсуждение того, как мы прожили эти два часа вместе. Участники делились важными осознаниями, например, что раньше не хотелось признавать факт того, что перекладываешь ответственность на других и отказываешься от собственного выбора, а пожив в этой роли и освоив ее, участница увидела в ней себя и приняла эту сторону. Мы увидели динамику процесса, как мы вместе постепенно взрослели. 
      Тема встречи оказалась экзистенциальной и очень глубокой. Мы признали, что прожили вместе «вкусно и наполненно», честно выражая себя.
И мы, конечно, помним, что внешние роли, проявившиеся в поле, живут и внутри почти каждого из нас.

 

 



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если очень хочется кому-то помочь… Отступление от темы
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • О роли поддержки в терапевтической группе
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Социальные роли. Проявление себя в материальном мире. Принимающие каналы Часть 2
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Поле, роли и динамика.
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Как распознать у себя признаки роли Жертвы?
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Очень просто о групповой терапии
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Деньги этого очень не «любят»! Но мы продолжаем их «отталкивать» от себя
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Роль отцовского комплекса в психике военнослужащего и влияние его на процесс воинской службы.
  • Вчера были раки - ну очень большие!
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Каково это - быть очень красивым мужчиной ?
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Как стать отцом: принять на себя новую роль и ответственность?
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь