Сегодня мы поговорим о том, насколько нейропсихология может помочь нашим детям стать успешными, здоровыми, талантливыми.
Так кто же такой детский нейропсихолог и чем занимается?
Задачами детского нейропсихолога являются: поиск причин трудностей обучения и развития ребенка, выявление сильных и слабых звеньев психического функционирования, профилактика нарушений развития, коррекционно-развивающее обучение.
Кому чаще всего помогает нейропсихолог?
Это дети с трудностями обучения; либо одаренные дети, но неуспевающие в школе; дети, успевающие в школе, но в ущерб своему здоровью; педагогически запущенные дети.
С какими жалобами чаще всего приходят родители к нейропсихологу?
Мы разделим жалобы условно на три группы. Ведь проблемы в развитии возникают «не вдруг». Будущие проблемы в обучении, поведении могут зарождаться достаточно глубоко, еще во внутриутробном развитии. Могут выступать негативным фоном в младенческом периоде. Но наиболее отчетливыми они становятся в дошкольном и школьном возрасте, когда мимо них уже трудно пройти не заметив.
В раннем детстве необходимо обратить внимание на проявление следующих неблагоприятных симптомов:
Ребенок медлителен или, наоборот, чрезмерно активен,
Быстро устает,
Ребенок неловок, неуклюж, постоянно спотыкается, «набивает шишки» на ровном месте.
Капризничает, часто плачет.
Ребенок не управляемый, быстро становиться как будто бешеным.
Не сразу вас понимает, не откликается.
Ребенок плохо понимает обращенную к нему речь.
Ребенок пропустил какие-либо стадии развития: мало ползал, не ползал совсем, а сразу пошел, поздно заговорил.
У малыша был повышен или понижен мышечный тонус, перенапряжение «лишних» мышц, поднятые плечи, руки и ноги в неудобном положении.
Проблемы в дошкольном периоде:
Трудности с рисованием, раскрашиванием, с использованием ножниц;
Сложности с удержанием ложки, карандаша (на пример: держит в кулачке и т.д.), с манипулированием шнурками и пуговицами.
При выполнении какого-либо задания ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений.
Ребенок не собран, «глаза смотрят в одну сторону, руки в другую».
Трудности с удержанием внимания.
Легко отвлекается, не может сосредоточится, быстро устает.
Не может описать картинку, скопировать рисунок,
Ребенок не может назвать реальное изображение на картинке.
Не проявляет интереса к чему либо, какую-либо целенаправленную деятельность выполняет «из-под палки» или за вознаграждение.
Ребенок эмоционально неустойчив.
Проблемы в школе:
Плохо усваивает учебный материал.
Пропускает, заменяет буквы; пишет буквы и цифры «зеркально»;
Домашние задания выполняются долго и под пристальным вниманием родителя.
Часты ошибки по русскому языку: пропуск букв, иногда слов, одно и тоже слово может написать два раза, или многократно повторить какой-либо элемент буквы, часты замены букв при письме; два слова могут писаться слитно, и т.д.
При решении математических заданий: задача из трех действий выполняется неверно в одно действие; если в предыдущем примере надо было вычитать, ребенок продолжает и дальше вычитать, а не выполнять ту задачу, которая перед ним поставлена (например, складывать).
Чтение достаточное, но плохо интонировано, монотонное, без ударений, как правило, страдает понимание прочитанного. Ребенок не может пересказать то, что только что прочитал.
В почерке может наблюдаться микро и макрография.
При письме в тетрадях не усваиваются такие понятие как «поля» и «красная строка».
Ребенок агрессивен, эмоционально неадекватен.
Проявления каких-либо описанных выше симптомов должны насторожить взрослых. Они могут быть тенью более локальных проблем несформированности или дефицитарного развития определенных структур мозга.
Нейропсихологические методы и технологии призваны: помочь преодолеть сложности в развитии детей, скорректировать ход развития, преодолев неблагоприятные моменты, создать наиболее выгодные условия для максимального раскрытия талантов. Все это нужно делать в соответствии с законами психической деятельности мозга.
Отлично зарекомендовала себя нейропсихологическая технология «Метод замещающего онтогенеза», автором которой является известный нейропсихолог, стоявший у истоков зарождения детской нейропсихологии - А.В. Семенович. Данный нейропсихологический подход универсален, но направлен на формирование у конкретного ребенка (с его индивидуальными особенностями развития) максимально возможного уровня психологического развития.
Закончить статью хочется словами А.В. Семенович: «Любая текущая вредность слабее, чем генетически заданные ресурсы мозга ребенка. В памяти мозга содержаться все механизмы, необходимые для успешного психологического развития…».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.