Разработка релаксационных упражнений и визуализаций с использованием художественных текстов

Разработка релаксационных упражнений и визуализаций с использованием текстов классических авторов

(на примере текста К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»)

 

В процессе работы педагогом-психологом в ДОУ актуальной частью работы с детьми с особенностями в развитии является снятие психоэмоционального напряжения воспитанников, развитие навыков релаксации, самоуспокоения. Наиболее интересными в данном разрезе являются техники направленной визуализации и медитативные техники. В настоящее время существует много тестов для направленной визуализации, относящиеся к различным сторонам жизни. Можно выбрать то, что соответствует тематике занятие, это может быть путешествие к звездам, прогулка по лесу, представление себя неким предметов и т.д. Наиболее востребованные тематики это безусловно явления природы. Они дают широкий диапазон работы, они разнообразны, вариативны, природные явления детям зачастую бывают близки и понятны, легки к визуализации. Причина данного явления – конкретность предъявляемого материала. Если мы говорим детям о лесе, им просто представить конкретные деревья, их стволы, крону. Природные явления органично окружают нас, мы живем в них, а они – в нас. Поэтому эта тематика неисчерпаема и богата.

Материалом данного упражнения послужило прочтение сборника К.Г. Паустовского, представленного в музее «Мещерская сторона».  В процессе прочтения произведения вслух, стала выделяться особая мелодичность, певучесть языка К.Г. Паустовского. Его тексты изначально обладают определенной релаксационной мелодикой, поскольку они плавны, предложения кратки, лаконичны и образны. Эти тексты легли в основу разработанного релаксационного упражнения с элементами визуализации.

Цель проведения упражнения состояла в обогащении интреперсонального опыта детей и развитие навыков релаксации, развитии творческого и воссоздающего воображения.

В данном занятии мы прорабатывали позы покоя и расслабления мышц, работали над произвольность и саморегуляцией, развивали аудиальный гнозис, работали над развитием воображения и воссоздающего мышления.

Место проведения данного упражнения весьма вариабельно – от  кабинет психолога или же групповой ячейки до гимнастического зала, оснащенного матами для лежания в процессе релаксации. В данном тексте мы приводим описание работы именно за столом, партой.

Оборудование: столы, стулья, магнитофон, аудиозапись.

Музыкальное сопровождение выбирает ведущий, это звуки природы или же релаксационная мягкая музыка, но возможно и использование его с детьми более раннего возраста.

Занятие проводилось с подгруппами детей по 10 – 12 человек, но оптимально использовать скорее в микро-группах.

Этапы занятия:

I Этап. Вводная часть включает в себя приветствие, краткое описание плана занятия.

II Этап. Этап релаксации состоит в проведении техники медитативного расслабления на основе визуализации образов.

III Этап. Завершающий этап состоит в рефлексии и ритуале прощания.

 Опишем составленное мною текстовое послание детям (на основе текста К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»).

Чтобы волшебство путешествия удалось, нам необходимо слушать и слушаться меня. Начнем наше путешествие.

Сядьте удобно на стуле, не опирайтесь на спинку, руки свободно положите перед собой, а теперь положите их одна на другую – вот так (показываем как руки сложены в позе ученика).

Колени и ноги слегка расставьте. Посмотрите наверх, на потолок. Теперь плавно опустите голову и положите ее на свои руки. Закройте глаза и глубоко вдохните. (Формула входа в релаксацию и общего покоя произносим медленно, размеренным громким голосом, с необходимыми паузами).

Сейчас мы дышим, глубоко и размеренно (дыхание по системе 4 на 4).

Далее идет медитативно работа по тексту К. Паустовского в редакции.

Представьте, что мы очутились в волшебном мещерском лесу… Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун"  заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота,  пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей  и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое.

С каждым вздохом этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. Он пахнет свежей рубкой и дикими лесными цветами.

Нам дышится легко и свободно! Вдох - выход. Вдох - выдох.

Сейчас мы прощаемся с Мещерой, с ее лесами, мы постепенно возвращаемся в реальный мир. Медленно поднимаем голову, открываем глаза. Посмотрим снова вверх, на потолок. Посмотрим вперед перед собой.

 Важной практической составляющей данной формы работы с детьми состоит в ознакомлении с техниками направленной визуализации и релаксации, которые помогают детям снять нервно-психологическое напряжение, обрасти гармонию и умиротворённость, помогают развивать фантазию, воображение и мышление детей.

Важной научной значимость проведенной работы является использование художественных текстов классических авторов в работе практического психолога, в частности в виде релаксационных текстов и посланий или же в техниках визуализации.

По моему мнению, имеющийся в арсенале огромный фонд мировой художественной литературы крайне богат и изумителен. Нередко, читая классиков, перед лазами сами собой проявляются образы, они начинают жить в нашем воображении.

Авторы, которые великолепно и чутко описывали природу, оказали нам невероятную помощь. Их образный язык дает нашему воображению пространство для метафор. В своей работе я буду нарабатывать материал по данной тематике, что придаст моей практической работе с детьми особую изюминку и добавит познавательного интереса.



Просмотров: 270
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Техники воображения и визуализации
  • Трансформер (техника направленной визуализации)
  • О пользе релаксации из опыта работы.
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Хроники школьного психолога Упражнения для релаксации
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Простые техники релаксации - помощь в состояниях тревоги, напряжения, стресса, при нарушениях сна.
  • Из чего состоит фобия ( страх )? Плюс Техники и методы работы.
  • 3 короткие техники релаксации, которые быстро выводят из стресса
  • Почему аффирмации, визуализации и позитивное мышление не изменяют реальность?
  • Упражнения для групповой работы
  • Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»
  • Как не впадать в состояние жертвы в процессе работы над собой
  • Как научиться видеть яркие и живые образы с открытыми глазами. Техника магической визуализации
  • Как научиться видеть яркие и живые образы с закрытыми глазами. Техника простой визуализации
  • Как научиться видеть яркие и живые образы с закрытыми глазами. Техника творческой визуализации
  • Про практики Визуализации
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Занятие с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты
  • Техники релаксации
  • Пример визуализации в действии
  • Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы
  • Особенности работы психолога с детьми
  • Техника тренировки визуализации "Имя на листе"
  • Ошибка многих людей при визуализации
  • Легкий способ научиться визуализации
  • Направленные визуализации как интегративная психотехнология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь