|
Разработка релаксационных упражнений и визуализаций с использованием художественных текстовАвтор статьи: Панкратова Ксения Валентиновна
Разработка релаксационных упражнений и визуализаций с использованием текстов классических авторов (на примере текста К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»)
В процессе работы педагогом-психологом в ДОУ актуальной частью работы с детьми с особенностями в развитии является снятие психоэмоционального напряжения воспитанников, развитие навыков релаксации, самоуспокоения. Наиболее интересными в данном разрезе являются техники направленной визуализации и медитативные техники. В настоящее время существует много тестов для направленной визуализации, относящиеся к различным сторонам жизни. Можно выбрать то, что соответствует тематике занятие, это может быть путешествие к звездам, прогулка по лесу, представление себя неким предметов и т.д. Наиболее востребованные тематики это безусловно явления природы. Они дают широкий диапазон работы, они разнообразны, вариативны, природные явления детям зачастую бывают близки и понятны, легки к визуализации. Причина данного явления – конкретность предъявляемого материала. Если мы говорим детям о лесе, им просто представить конкретные деревья, их стволы, крону. Природные явления органично окружают нас, мы живем в них, а они – в нас. Поэтому эта тематика неисчерпаема и богата. Материалом данного упражнения послужило прочтение сборника К.Г. Паустовского, представленного в музее «Мещерская сторона». В процессе прочтения произведения вслух, стала выделяться особая мелодичность, певучесть языка К.Г. Паустовского. Его тексты изначально обладают определенной релаксационной мелодикой, поскольку они плавны, предложения кратки, лаконичны и образны. Эти тексты легли в основу разработанного релаксационного упражнения с элементами визуализации. Цель проведения упражнения состояла в обогащении интреперсонального опыта детей и развитие навыков релаксации, развитии творческого и воссоздающего воображения. В данном занятии мы прорабатывали позы покоя и расслабления мышц, работали над произвольность и саморегуляцией, развивали аудиальный гнозис, работали над развитием воображения и воссоздающего мышления. Место проведения данного упражнения весьма вариабельно – от кабинет психолога или же групповой ячейки до гимнастического зала, оснащенного матами для лежания в процессе релаксации. В данном тексте мы приводим описание работы именно за столом, партой. Оборудование: столы, стулья, магнитофон, аудиозапись. Музыкальное сопровождение выбирает ведущий, это звуки природы или же релаксационная мягкая музыка, но возможно и использование его с детьми более раннего возраста. Занятие проводилось с подгруппами детей по 10 – 12 человек, но оптимально использовать скорее в микро-группах. Этапы занятия: I Этап. Вводная часть включает в себя приветствие, краткое описание плана занятия. II Этап. Этап релаксации состоит в проведении техники медитативного расслабления на основе визуализации образов. III Этап. Завершающий этап состоит в рефлексии и ритуале прощания. Опишем составленное мною текстовое послание детям (на основе текста К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»). Чтобы волшебство путешествия удалось, нам необходимо слушать и слушаться меня. Начнем наше путешествие. Сядьте удобно на стуле, не опирайтесь на спинку, руки свободно положите перед собой, а теперь положите их одна на другую – вот так (показываем как руки сложены в позе ученика). Колени и ноги слегка расставьте. Посмотрите наверх, на потолок. Теперь плавно опустите голову и положите ее на свои руки. Закройте глаза и глубоко вдохните. (Формула входа в релаксацию и общего покоя произносим медленно, размеренным громким голосом, с необходимыми паузами). Сейчас мы дышим, глубоко и размеренно (дыхание по системе 4 на 4). Далее идет медитативно работа по тексту К. Паустовского в редакции. Представьте, что мы очутились в волшебном мещерском лесу… Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещёрском крае? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое. С каждым вздохом этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. Он пахнет свежей рубкой и дикими лесными цветами. Нам дышится легко и свободно! Вдох - выход. Вдох - выдох. Сейчас мы прощаемся с Мещерой, с ее лесами, мы постепенно возвращаемся в реальный мир. Медленно поднимаем голову, открываем глаза. Посмотрим снова вверх, на потолок. Посмотрим вперед перед собой. Важной практической составляющей данной формы работы с детьми состоит в ознакомлении с техниками направленной визуализации и релаксации, которые помогают детям снять нервно-психологическое напряжение, обрасти гармонию и умиротворённость, помогают развивать фантазию, воображение и мышление детей. Важной научной значимость проведенной работы является использование художественных текстов классических авторов в работе практического психолога, в частности в виде релаксационных текстов и посланий или же в техниках визуализации. По моему мнению, имеющийся в арсенале огромный фонд мировой художественной литературы крайне богат и изумителен. Нередко, читая классиков, перед лазами сами собой проявляются образы, они начинают жить в нашем воображении. Авторы, которые великолепно и чутко описывали природу, оказали нам невероятную помощь. Их образный язык дает нашему воображению пространство для метафор. В своей работе я буду нарабатывать материал по данной тематике, что придаст моей практической работе с детьми особую изюминку и добавит познавательного интереса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|