|
Эмоции и телоАвтор статьи: Татьяна Никулина
Где живут наши эмоции? Какова роль тела и мышления в формировании и выражении эмоций? Чтобы ответить на эти вопросы, важно понимать, как функционирует наш мозг. Рассмотрим три основные области мозга: Рептильный, Эмоциональный и Церебральный Рептильный мозг (ретикулярная формация, Reticular brain) - самый древний. Мы занимаемся своими повседневными делами или уходим глубоко в свои мысли и не задумываемся, кто управляет нашим телом - сердцем, желудком, дыханием (вегетативной системой)? или кто координирует наши привычные действия (кинестетика) – например, с какой ноги встать с постели? или начать подъем по ступенькам? Всем этим управляет наш рептильный мозг, и мы почти не замечаем его работы то тех пор пока… нашему телу ничто не угрожает. И если угроза наступает, то - «Что нам красоты мира, если ботинки жмут» - и все дела побоку, пока не вернем безопасность телу. Рептильный мозг отдаст команду отдернуть руку от горячего раньше, чем мы осознаем это. То есть, он очень полезен для немедленных действий. Когда требуется защитить тело - голод, жажда, усталость, возбуждение - все функции этого мозга выходят на первый план. Следующим в эволюции стал Эмоциональный мозг (лимбическая система, Limbic brain). Он на 98% одинаков у всех млекопитающих. Этот мозг развивался вместе с Рептильным около 50 млн. лет и за это время между ними сложились беспрепятственные отлаженные связи. Они соединяют наши эмоции с нашим телом так тесно, что нам трудно их разделить. Перечислим основные функции эмоционального мозга и приведем примеры, как они выражаются через тело:
Церебральный мозг – (или неокортекс, или кора больших полушарий, Cerebral brain/Neocortex) занимает большую часть нашего мозга, хотя он самый молодой, ему меньше 3 млн. лет, а речь появилась всего (!) около 50 тыс. лет назад. Можно сказать, что мы находимся в самом процессе его эволюции. Это самая сложная система, нейронные связи обеспечивают способность конструировать и реконструировать образы, позволяют визуализировать, представлять будущее или прошлое – то есть мы способны на воображение. Мы способны отмечать в себе эмоции «здесь и сейчас» и оценивать как сами эмоции, так и их выражение через тело. Посредством этого мозга мы можем соглашаться или не соглашаться с тем, какую эмоцию мы испытываем, и мы можем даже отрицать ее выражение, например, внутренне трясясь от страха, говорить, «я не боюсь»! Что мы пока не умеем делать, так это заставлять тело напрямую выполнять то, что мы думаем, или то, что мы хотим чувствовать, а не то, что мы ощущаем теле в данный момент, «здесь и сейчас». Альберт Меграбян (Mehrabian), американский психолог, провел интересное исследование, чтобы выявить, как люди реагируют на живое человеческое общение, а еще точнее: от каких факторов зависит наше доверие к говорящему? Вот три основных фактора и их процентное распределение: 55% приходится на невербальное поведение говорящего 38% приходится на тоны голоса 7% приходится на содержание речи Как точно укладывается это распределение в три части мозга в соответствии с эволюцией: мы в первую очередь реагируем на тело другого и тоны голоса другого (Рептильный и Эмоциональный мозг) и лишь потом на то, о чем этот другой нам говорит. Переводя на язык мозга, нам в первую очередь важно, чтобы телу было безопасно и комфортно, чтобы его не отвлекали от вегетативных функций, и чтобы эмоциональный мозг по тону голоса определил, что говорящий свой, не угрожает моей группе, что он соответствует моему представлению об иерархии (кто из нас начальник-подчиненный). И только тогда, когда оба эти мозга дадут добро, наш неокортекс сможет слушать сам текст, понимать и принимать его содержание. Какие из этого можно сделать выводы?
«… именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием.» Л.С.Выготсткий Знаменитая иерархия потребностей А.Маслоу также укладывается в это распределение частей мозга: чтобы наш Рептильный мозг не отвлекал нас от высоких целей, он должен быть в безопасности. И прежде, чем выходить на уровень САМО-, надо найти свою группу, чтобы к ней принадлежать и получить от нее признание – то есть успокоить Эмоциональный мозг, и только потом двигаться к индивидуальности, спрятанной в Неокортексе. И на этом пути надо постоянно поддерживать безопасность, помните «Что нам красоты мира, если ботинки жмут» - чуть что, Рептильный и Эмоциональный мозги приостановят это движение к САМО-. Итак, наши мысли о наших эмоциях пока еще не руководят нашим телом и нашим ощущением эмоций так, как нам хотелось бы. Можно что-то с этим сделать, скажете вы? Можно – но это уже другая история. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|