|
Есть ли мозг у гендера?Автор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Одним из постулатов современной гендерной психологии является мысль о том, что у гендера нет мозга, то есть мозг мужчины и женщины, в принципе, не имеет отличий. А очевидная разница в поведении, предпочтениях, склонностях объясняется воздействием социума, формирующего женскую и мужскую роль в обществе. Такая точка зрения получает все большее распространение. На Западе она уже давно завоевала прочные позиции, да у нас все чаще слышишь такое мнение даже от весьма уважаемых психологов, подкрепленные ссылками на научные данные. Вот и на сайте Psychologies опубликована статья "У мозга нет гендера: кто и зачем убеждает нас в обратном"(http://www.psychologies.ru/standpoint/u-mozga-net-gendera-kto-i-zachem-ubejdaet-nas-v-obratnom/). А в обратном убеждает жизнь, опыт наблюдения за поведением разнополых детей, обычная практика, не оторванная от реальности. Любая мать, внимательная к проявлениям своих детей, не сможет согласиться с этим постулатом. Вне всякого сомнения, социум оказывает сильное воздействие на формирование любой личности, но существуют врожденные склонности, обусловленные полом, против которых трудно что-либо поделать. С моей точки зрения, научные данные, которые не подтверждаются практикой, а даже противоречат ей, гроша ломаного не стоят. Современная наука, выполняя хорошо оплаченные заказы концернов или политики глобализма, уже сильно подмочила свою репутацию. И тут возникает аналогичный вопрос: кто и зачем убеждает нас в том, что полы не имеют отличий на уровне мозга? Поэтому, обращусь к простому здравому смыслу и вместо теоретических построений приведу несколько наблюдений из жизни. Иду по дороге с огромным букетом ярких цветов. Навстечу мне мама с двумя детишками: мальчиком около двух лет и примерно трехлетней девочкой. Оба ребенка издают восторженные возгласы. Я отношу их на счет прекрасных цветов, но тут слышу, что малыш что-то неразборчивое пробормотал, а его мама говорит ему: "Да, машина белая". Оказывается, мальчик восторгался вовсе не цветами, а проезжающей мимо машиной. А его сестричка - да, она была в восторге от цветов. Можно сильно воздействовать на характер человека, но изменить направленность интереса уже в таком возрасте представляется невозможным. Особенно много впечатлений было получено от наблюдений за собствеными сыновьми, их друзьями и подружками. Когда появился первый сын, я просто не знала, как обращаться с мальчиками, во что с ними играть, мне были знакомы и близки только девочковые игры. Когда мой первенец в возрасте 7 месяцев взял в руки машинку, стал ее возить, издавая соответствующие звуки, сказать, что я была удивлена - это ничего не сказать. Сразу возник вопрос: "Откуда это у него?", ведь никто же не учил! К двум годам он знал все марки машин. Много ли девочек с таким интересом? Когда мы впервые пошли в зоопарк, я предвкушала реакцию мальчиков на настоящих животных. Да, она была, но наибольший восторг, не сравнимый с интересом к зверям, вызвал стоящий там компрессор, который вибрировал и жутко тарахтел. Мальчишки не могли оторваться от него. Это была их собственная реакция, их никто этому не обучал. Маленькие мальчики едва только встав на ноги, хватали любую палку, лежащую на земле, хлестали ею растения, кидали камни. Их не только этому не учили, но я, будучи неопытной мамашей мальчиков, пыталась всячески смягчить эту "агрессию". Один приятель, отец трех мальчиков, имел пацифистские взгляды и запрещал своим сыновьям играть в войну, никогда не покупал им игрушечного оружия, но это им не сильно мешало: любой сучок в лесу был для них пистолетом, и, сколько им не запрещали, они все равно воевали и стреляли из палочек. На третьем сыне он сдался, устал бороться с неизбежным. Надо заметить, что телевизора в семье принципиально не было. Мобильники тогда тоже еще не существовали. Правда, они смотрели "хорошие" советские фильмы. Девочки-подружки моих сыновей, которые тоже смотрели "хорошие" советские фильмы, вели себя совсем по-другому, они играли в куклы, устраивали быт в игрушечном пространстве. Им легко давалось то, чему я не могла обучить сыновей при всем желании. Трехлетняя девочка, сидя на горшке, играючи расстегивала и застегивала пуговички на своей кофточке. Обучение этому действию моих сыновей заняло годы и сопровождалось сильным сопротивлением с их стороны. Аналогично со шнурками. После многих лет безуспешных попыток, стала покупать обувь на липучке. Когда у моего маленького сына развязывался шнурок, он шел к своей подружке-ровестнице и без слов протягивал ей свою ногу, а она ловко завязывала красивый бантик. Еще более наглядно различие в поведении маленьких мальчиков и девочек наблюдает моя подруга, бабушка тройняшек: двух девочек и мальчика. Она была с ними с их рождения и делилась со мной впечатлениями. Трудно предположить, что еще до года социум уже сформировал нормы гендерного поведения, но уже в этом возрасте мальчик показывал чисто мальчишеские интересы и типы поведения, характерные для мальчиков, а девочки - девчачьи. Конечно, бывают девочки, лазающие по заборам и не интересующиеся куклами и нарядами, а также и тихие, послушные мальчики, мирно читающие книжки. Но, это все же исключение из правил. Врожденные гендерные роли, которые отрицаются современной "наукой" имеют фундаментальное обоснование с точки зрения этологии человека. Генетические механизмы, характерные для полов и выработанные тысячелетиями, служат для выживания рода, вида живых существ, они работают и для Homo Sapiens. Буду признательна, если поделитесь своим мнением по теме.
психолог, арт-терапевт Светлана Шмелева
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|