|
Представление о нейропсихологической диагностикеАвтор статьи: Кожикова Светлана Владимировна
В последнее время нейропсихология приобретает популярность как метод синдромного психологического анализа дисфункции психической деятельности, связанной с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной), либо несформированностью. Нейропсихологическая диагностика, направленная на изучение связи функциональной сформированности тех или иных систем психической деятельности (внимание, память, эмоционально-волевая сфера, мышление) и индивидуальных особенностей работы структур головного мозга человека, Такое нейропсихологическое исследование состоит из четырех этапов: 1. Клиническая беседа: - сбор анамнеза; - сбор жалоб – любая жалоба общего порядка приводится к жалобе диагностического характера; - оценка ориентировки в месте и времени; - оценка темперамента, личностных характеристик; 2. Стандартизированный этап: - гипотеза о круге проблем; - план обследования; - последовательная оценка когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы (праксис, гнозис, речевые процессы, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая регуляция); - оценка в каких сферах имеются нарушения; 3. Углубленный этап: - использование динамического принципа (то усложнение задания, то его облегчение); - сбор информации, используя дополнительные методы исследования, и, которая позволяет классифицировать синдром; - исследование письма, счета и чтения; 4. Заключительный этап: - оформление в текстовом виде проведенной диагностики и заключение по синдромо-комплексу; - описание рекомендаций для коррекционной работы. Методы нейропсихологического исследования носят качественный анализ данных, тем самым создают профиль работы конкретной функции, отмечая в каком звене мозговых структур могло произойти нарушение. Методы не требуют специальных условий или сложной аппаратуры. Они подчиняются только трем принципам работы: системный (один метод нуждается в следующем методе), комплексный (один и тот же метод может оценить характеристики, не определенные в сферу данного метода) и динамический (изучение изменения исследуемой характеристики). Не смотря, на кажущуюся простоту методов, проведение нейропсихологического исследования достаточно кропотливый и продуманный процесс, поскольку в результате обследования выявляются факторы психического развития с точки зрения мозгового обеспечения, а не актуальный уровень развития знаний и умений. Итогом нейропсихологической диагностики является написание заключения. Оно обычно включает в себя три части: сначала описывается общее впечатление и жалобы, затем специалист описывает результаты психических функций при помощи диагностических методик, в конце дается итоговая оценка выявленных особенностей, формируются выводы о локализации этих особенностей. Дополнительно даются рекомендации по коррекции. Само заключение пишется понятным языком, чтобы его поняли другие специалисты и учителя, если речь идет о детях. Родителям специалист объясняет, как и почему, выявленные в обследовании особенности развития приводят к проблемам успеваемости ребенка в школе и его трудному поведению. Например, у ребенка есть особенности в развитии. Специалист проговаривает, что особенности связаны с развитием определенных структур мозга, они проявляются в том то и том то, что видно из того то и того то, для их исправления, необходимо выполнять такие-то упражнения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|