Представление о нейропсихологической диагностике

В последнее время нейропсихология приобретает популярность как метод синдромного психологического анализа дисфункции психической деятельности, связанной с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной), либо несформированностью. 

Нейропсихологическая диагностика, направленная на изучение связи функциональной сформированности тех или иных систем психической деятельности (внимание, память, эмоционально-волевая сфера, мышление) и индивидуальных особенностей работы структур головного мозга человека,  

Такое нейропсихологическое исследование состоит из четырех этапов: 

    1. Клиническая беседа: 

- сбор анамнеза; 

- сбор жалоб – любая жалоба общего порядка приводится к жалобе диагностического характера; 

- оценка ориентировки в месте и времени; 

- оценка темперамента, личностных характеристик; 

    2. Стандартизированный этап: 

- гипотеза о круге проблем; 

- план обследования; 

- последовательная оценка когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы (праксис, гнозис, речевые процессы, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая регуляция); 

- оценка в каких сферах имеются нарушения; 

     3. Углубленный этап: 

- использование динамического принципа (то усложнение задания, то его облегчение); 

- сбор информации, используя дополнительные методы исследования, и, которая позволяет классифицировать синдром; 

- исследование письма, счета и чтения; 

     4. Заключительный этап: 

- оформление в текстовом виде проведенной диагностики и заключение по синдромо-комплексу; 

- описание рекомендаций для коррекционной работы. 

Методы нейропсихологического исследования носят качественный анализ данных, тем самым создают профиль работы конкретной функции, отмечая в каком звене мозговых структур могло произойти нарушение. Методы не требуют специальных условий или сложной аппаратуры. Они подчиняются только трем принципам работы: системный (один метод нуждается в следующем методе), комплексный (один и тот же метод может оценить характеристики, не определенные в сферу данного метода) и динамический (изучение изменения исследуемой характеристики). 

Не смотря, на кажущуюся простоту методов, проведение нейропсихологического исследования достаточно кропотливый и продуманный процесс, поскольку в результате обследования выявляются факторы психического развития с точки зрения мозгового обеспечения, а не актуальный уровень развития знаний и умений. 

Итогом нейропсихологической диагностики является написание заключения. Оно обычно включает в себя три части: сначала описывается общее впечатление и жалобы, затем специалист описывает результаты психических функций при помощи диагностических методик, в конце дается итоговая оценка выявленных особенностей, формируются выводы о локализации этих особенностей. Дополнительно даются рекомендации по коррекции. 

Само заключение пишется понятным языком, чтобы его поняли другие специалисты и учителя, если речь идет о детях. 

Родителям специалист объясняет, как и почему, выявленные в обследовании особенности развития приводят к проблемам успеваемости ребенка в школе и его трудному поведению. Например, у ребенка есть особенности в развитии. Специалист проговаривает, что особенности связаны с развитием определенных структур мозга, они проявляются в том то и том то, что видно из того то и того то, для их исправления, необходимо выполнять такие-то упражнения. 

 



Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)
  • Эмоционально-волевая сфера детей с интеллектуальной недостаточностью
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Пример обследования эмоционально-волевой сферы
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Проблема психосоматического развития в детском возрасте: подходы и методы исследования
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Онлайн психотерапия: история развития и оценка эффективности
  • Само-оценка. Причем тут другие?
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • ещё один вариант на нейропсихологического заключения на ребенка
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Особенности работы мозга с ярлыками-терминами
  • Метод работы с Тенью (один из …)
  • САМО-оценка
  • Креативное мышление. Методы развития
  • Оценка – враг знаний.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Для чего специалист выгорает эмоционально?
  • Применение методов нейропсихологической коррекции в деятельности психолога крупных школ
  • К чему приводят незалеченные душевные травмы. Специалист — о психической норме и пограничных состояниях.
  • Достаточно хорошая оценка. Это какая?
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Тест Т.Геринга FAST как комплексный психометрический метод исследования малых групп
  • Из чего состоит фобия ( страх )? Плюс Техники и методы работы.
  • Сказкотерапия и другие методы работы с подсознанием
  • Метод метафоры, принцип его работы и сфера применения.
  • Интуиция и правильное мышление. Единственно правильный метод развития интуиции через правильное мышление



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь