Оценка – враг знаний.

Оценка – враг знаний.

         В заметке хочу отразить свои взгляды на современную систему оценивания знаний в школе. Как психологу мне приходится довольно часто работать с подростками. И за последнее время, два года примерно, я столкнулся с большим количеством обращений по поводу подростковой депрессии. Причин этого несколько, но существует одна общая причина во всех случаях – это страх ребенка перед возможностью получить двойку или не сдать экзамен.

         Вот последний случай из практики. Ребенок лежал некоторое время в больнице, что его, в общем, то, порадовало, а огорчила выписка из больницы. В разговоре он достаточно откровенно сказал, что огорчает необходимость опять посещать школу. И пояснил, что пугает то, что он опять будет получать двойки. На мое возражение о том, что он, вообще то, неглупый парень, способный к обучению, он ответил – «зачем учиться – все равно поставят два». При этом он пояснил, что к нему не придираются, но что он не успевает с такой скоростью все учить, чтоб избегать двоек – практически каждый день проводятся тесты или контрольные (парень учится в 9 классе).

         А вот после этих его слов меня осенило – именно школьная система оценки знаний подрывает у детей желание учиться. Как происходит процесс накопления знаний у человека, именно знаний, а не информации. Этот процесс хорошо описывается законом диалектики о переходе количества в качество: сначала человек должен накопить, механически накопить, достаточно большой объем информации, «вызубрить», а только потом происходит его осознавание, понимание и выработка навыка по его применению (информация переходит в знание). И оценивание на первичном этапе накопления информации только мешает, так  как стимулирует только «зубрежку», не оставляя времени для переработки и усвоения информации, перевода ее в знания. Такая система оценки растит «зубрил», а не человека понятливого. И «зубрил» в лучшем случае, так как зачастую она просто отбивает всякое желание учиться.

         Замечательный инструмент динамического контроля процесса усвоения знаний и информации в виде тестов превратился в систему наказаний за медленный темп запоминания. Очень грустно! Педагог конечно вправе проводить тестирование, чтобы понимать актуальный уровень усвоения своего предмета учениками, но при этом совершенно не обязательно выставлять за все тесты оценки. Оценивать деятельность и знания ребенка с помощью контрольных и тестов не стоит чаще одного раза в месяц. Вспомните опыт советской школы, ведь так и было: несколько самостоятельных работ за четверть и одна четвертная контрольная – все. И этого было достаточно для объективной оценки знаний учеников. Учитель спрашивал домашние задания, вызывал к доске, но все это воспринималось как обыденность и не вызывало такого стресса, как контрольная работа.

         Еще одна проблема, возникающая из-за незнания педагогами и родителями законов усвоения информации человеком, это проблема приготовления домашних заданий. Вот где возникают серьезные неврозы у детей (роликов в интернете на эту тему множество). Что делает родитель или педагог, когда занимается приготовлением домашних заданий вместе с ребенком. Они заставляют ребенка делать уроки, не учитывая степень усвоения информации ребенком по данной теме. Ребенок пытается сделать задание, у него не получается, наставник заставляет его перечитать параграф по теме, после чего ребенок еще раз пытается сделать задание. А дальше все переходит на уровень аффективных реакций и у ребенка и у наставника.  

     А как тот же процесс должен выглядеть, если использовать законы диалектики. Тогда процесс разбивается на три этапа. На первом этапе ребенок пытается сделать задание самостоятельно (15-20 минут). Не получилось, переходим ко второму этапу. На втором этапе взрослый человек помогает ребенку справиться с заданием с помощью наводящих вопросов и обращения к учебнику. Получилось - хорошо, не получилось – переходим к третьему этапу. На третьем этапе просто даем ребенку списать все задание, разъясняя ему, что к чему. Просто списать! Ничего больше! Просто помните, что ребенок сейчас находится на этапе механического накопления знаний, и списывание – это одна из форм такого накопления. Многие родители и педагоги возразят, что так ребенка можно приучить к иждивенчеству, разбаловать его. Не соглашусь. Во-первых, можно всегда понять, отлынивает ребенок или испытывает реальные трудности. А во-вторых, ребенок – это такое существо, впрочем, как и взрослый человек, которое всегда хочет испытывать успех, побеждать. И тяга к победе, чаще сильнее страха неудачи, особенно если этот страх специально не культивируется родителями и педагогами.

     Самое грустное в сложившейся сейчас в нашей школе ситуации то, что по результатам тестов педагоги получают зарплату, а дети нервотрепку. Экономическая составляющая эффективности деятельности педагога подмяла под себя реальную эффективность образовательного процесса.



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Озарение – естесственный процесс получения знаний
  • 1 сентября День знаний в Школе жизни!
  • Система невротических знаний и убеждений как частный случай трилеммы Мюнхгаузена
  • Самогипноз. Худеем с помощью новейших знаний о нейропластичности
  • Что делать, если хочется инвестировать, но знаний не хватает?
  • Система знаний «Экология Мысли» Л.П.Троян– путь к здоровью и благосостоянию.
  • Пара слов в День знаний о «финансовой грамотности»
  • Что мешает развитию своего Потенциала Силы? 3. Неправильные установки. Отсутствие знаний
  • 1 сентября - День Знаний
  • Роль психологических знаний в практической работе педагога
  • Чем больше знаний — тем лучше специалист?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Мой опыт общения с носителями эзотерических знаний (холодинамика)
  • Как пережить День Знаний или советы «нерадивой, безответственной» матери
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что такое усвоение знания и информации ?
  • Библиотека знаний о себе
  • Курс: Элементы Психологических Знаний
  • История развития знаний о шизофрении
  • Немного о дне знаний и негативных сценариях
  • Усомнитесь в правильности собственных знаний
  • Направленность на приобретение знаний как ценности
  • Когда на курсах английского языка будут давать гарантию полученных знаний?
  • Халява дороже знаний, или наблюдения за наблюдающими
  • Кластер профессиональных знаний (продолжение темы)
  • Позитивные установки для школьников. С Днем знаний!
  • Использование ведических знаний в работе психолога.
  • Не прячьте голову, как страусы, от новых знаний.
  • Наставничество. Передача знаний внутри компании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь