|
Оценка – враг знаний.Автор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Оценка – враг знаний. В заметке хочу отразить свои взгляды на современную систему оценивания знаний в школе. Как психологу мне приходится довольно часто работать с подростками. И за последнее время, два года примерно, я столкнулся с большим количеством обращений по поводу подростковой депрессии. Причин этого несколько, но существует одна общая причина во всех случаях – это страх ребенка перед возможностью получить двойку или не сдать экзамен. Вот последний случай из практики. Ребенок лежал некоторое время в больнице, что его, в общем, то, порадовало, а огорчила выписка из больницы. В разговоре он достаточно откровенно сказал, что огорчает необходимость опять посещать школу. И пояснил, что пугает то, что он опять будет получать двойки. На мое возражение о том, что он, вообще то, неглупый парень, способный к обучению, он ответил – «зачем учиться – все равно поставят два». При этом он пояснил, что к нему не придираются, но что он не успевает с такой скоростью все учить, чтоб избегать двоек – практически каждый день проводятся тесты или контрольные (парень учится в 9 классе). А вот после этих его слов меня осенило – именно школьная система оценки знаний подрывает у детей желание учиться. Как происходит процесс накопления знаний у человека, именно знаний, а не информации. Этот процесс хорошо описывается законом диалектики о переходе количества в качество: сначала человек должен накопить, механически накопить, достаточно большой объем информации, «вызубрить», а только потом происходит его осознавание, понимание и выработка навыка по его применению (информация переходит в знание). И оценивание на первичном этапе накопления информации только мешает, так как стимулирует только «зубрежку», не оставляя времени для переработки и усвоения информации, перевода ее в знания. Такая система оценки растит «зубрил», а не человека понятливого. И «зубрил» в лучшем случае, так как зачастую она просто отбивает всякое желание учиться. Замечательный инструмент динамического контроля процесса усвоения знаний и информации в виде тестов превратился в систему наказаний за медленный темп запоминания. Очень грустно! Педагог конечно вправе проводить тестирование, чтобы понимать актуальный уровень усвоения своего предмета учениками, но при этом совершенно не обязательно выставлять за все тесты оценки. Оценивать деятельность и знания ребенка с помощью контрольных и тестов не стоит чаще одного раза в месяц. Вспомните опыт советской школы, ведь так и было: несколько самостоятельных работ за четверть и одна четвертная контрольная – все. И этого было достаточно для объективной оценки знаний учеников. Учитель спрашивал домашние задания, вызывал к доске, но все это воспринималось как обыденность и не вызывало такого стресса, как контрольная работа. Еще одна проблема, возникающая из-за незнания педагогами и родителями законов усвоения информации человеком, это проблема приготовления домашних заданий. Вот где возникают серьезные неврозы у детей (роликов в интернете на эту тему множество). Что делает родитель или педагог, когда занимается приготовлением домашних заданий вместе с ребенком. Они заставляют ребенка делать уроки, не учитывая степень усвоения информации ребенком по данной теме. Ребенок пытается сделать задание, у него не получается, наставник заставляет его перечитать параграф по теме, после чего ребенок еще раз пытается сделать задание. А дальше все переходит на уровень аффективных реакций и у ребенка и у наставника. А как тот же процесс должен выглядеть, если использовать законы диалектики. Тогда процесс разбивается на три этапа. На первом этапе ребенок пытается сделать задание самостоятельно (15-20 минут). Не получилось, переходим ко второму этапу. На втором этапе взрослый человек помогает ребенку справиться с заданием с помощью наводящих вопросов и обращения к учебнику. Получилось - хорошо, не получилось – переходим к третьему этапу. На третьем этапе просто даем ребенку списать все задание, разъясняя ему, что к чему. Просто списать! Ничего больше! Просто помните, что ребенок сейчас находится на этапе механического накопления знаний, и списывание – это одна из форм такого накопления. Многие родители и педагоги возразят, что так ребенка можно приучить к иждивенчеству, разбаловать его. Не соглашусь. Во-первых, можно всегда понять, отлынивает ребенок или испытывает реальные трудности. А во-вторых, ребенок – это такое существо, впрочем, как и взрослый человек, которое всегда хочет испытывать успех, побеждать. И тяга к победе, чаще сильнее страха неудачи, особенно если этот страх специально не культивируется родителями и педагогами. Самое грустное в сложившейся сейчас в нашей школе ситуации то, что по результатам тестов педагоги получают зарплату, а дети нервотрепку. Экономическая составляющая эффективности деятельности педагога подмяла под себя реальную эффективность образовательного процесса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|