Направленность на приобретение знаний как ценности

Часть I. О мотивации

При поступлении в школу дети имеют разную мотивацию. Как показывает практика,  учебная мотивация встречается довольно редко. Чаще дети идут в школу, чтобы повысить свой статус (уже школьник! В детский сад уже не хожу!), получать отметки (родители активно заинтересовывают), играть с другими детьми , выучиться и стать известным, освоить профессию и т.д.. Известный психолог И.П. Ильин так пишет об этом: «В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником)».

Часть II. О роли первого учителя

Учиться в школе, особенно поначалу, многим детям сложно. Важная роль принадлежит первому учителю. «Чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к познанию, надо опираться не только на чувство долга, волю, оценку, но и на природную любознательность, эмоциональность, интеллектуальность, чувство ребенка, его самооценку, роль в коллективе", — отмечает педагог А.Я.Савченко. Компетенция учителя является тем фактором, от которого зависит, будет ли у ребенка вдохновение, или же его уверенность в себе будет разрушена. Наставник может как поощрять, развивать интересы детей, так и игнорировать способности школьников, тормозить их творческие возможности. Родителям важно присмотреться к педагогу, прежде, чем определяться с учебным заведением и писать заявление в школу. «Сильный учитель», которого ищут родители,  часто оказывается требовательным и авторитарным. Для ребенка же важно идти в школу с радостью, доверять своему первому учителю. Учитель должен быть дружественно настроен к ребенку, уметь использовать ненасильственную коммуникацию, «Я-сообщение»..

 С первых дней общения с учащимися учитель должен найти такие формы педагогического воздействия, которые активизируют и развивают саморегулятивну активность (метод упражнений, приучения) и поощряют к познавательной деятельности (одобрение, подбадривание). Во время индивидуального общения со школьниками педагогу следует сидеть на стуле, чтобы его лицо было на уровне лица ребенка, который стоит. Таким образом улучшается эффективность субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учеником. Педагогу в процессе обучения и воспитания следует ориентироваться на актуализацию у учащихся широкой познавательной потребности, которая является составной частью умения учиться самостоятельно.

Часть III. Об оценивании и самооценивании

"Наиболее значимым для эффективной учебной деятельности является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и познавательными интересами",  - отмечает Е.П.Ильин . Направленность на получение знаний объединяет эти составляющие. В первую очередь у ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка, ведь контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников является основой учебной самостоятельности и, соответственно, познавательной активности. Оценивания учебных достижений учащихся 1-2 классов осуществляется вербально. Поэтому в 1 классе следует ввести дифференцированное самооценивание с помощью "волшебных линеечек" и проводить его мониторинг. Самооценка ученика должна предшествовать оценке работы учителем. "Волшебные линеечки" — вертикальные линии, подписанные вверху — "П" (правильно), "К" (красиво), "С" (старательно), "И" (интересно) и тому подобное. Две — три из них, на выбор учителя и учащихся, чертят в конце письменной работы в тетради (или на полях). Дети рисуют солнышко вверху линейки, если считают, что выполнили работу правильно (красиво, старательно или было или не было интересно), посередине — в случае допущенных ошибок, недостатков, недостаточного интереса, внизу — считают, что работа выполнена неправильно (небрежно, слабо и тому подобное). Если ребенок  оценивает свою работу, завышая или занижая собственную оценку, следует индивидуально провести разъяснения. В начале обучения "волшебные линеечки" чертит учитель, позже — ученики чертят их самостоятельно. Не следует постоянно использовать одни и те же "волшебные линеечки", чтобы избежать возможности формирования у учащихся зависимости от оценки.

 Практика показывает, если в начале 1 класса большинство детей имеет завышенную самооценку, некоторые  - заниженную, то на конец учебного года у большинства учащихся - адекватная самооценка, что и прослеживается благодаря мониторингу.

Часть IV. О поощрении в школе и дома

Помочь в формировании направленности на получение знаний может создание в классе "экрана достижений". Это стенд, на котором помещаются фотографии учащихся класса круглой формы. Вокруг фотографий наклеиваются лепестки из цветной бумаги так, чтобы постепенно образовывалась цветок. Лепестки имеют разные цвета в соответствии с обложек учебников для 1 класса. Так, если букварь имеет белую обложку то, соответственно, и лепесток белая. Если обложка учебника синяя, то лепесток лучше сделать синим и  т.д.. Экран достижений должен  находиться на уровне роста детей. В начале обучения лепестки крепит учитель, потом — сами школьники под его руководством. Ученики получают лепестки за достижения, познавательную активность на протяжении урока. Учителю необходимо быть внимательным, чтобы не сравнивать успехи учеников. Ведь публичные рейтинги школьной успеваемости, воспитанности, которые унижают достоинство личности, — это психологическое давление. Поэтому следует видеть даже незначительные достижения и поддерживать у учащихся желание учиться. Создавать психолого-педагогические ситуации, которые стимулируют и поддерживают внутреннюю мотивацию ребенка к самосовершенствованию.

Работу с целью формирования направленности на получение знаний следует проводить также дома родителям учащихся. Так, это может быть рисунок дороги или горы, которые символизируют обучение, путь к окончанию 1 класса. Ученики с помощью родителей постепенно покрывают "дорогу" или "гору" рисунками, наклейками и т. п. в соответствии с выявленными достижений. (Если выбрана "дорога", желательно, чтобы она шла вверх). Родителям, как и учителю, нужно следить за тем, чтобы не накапливались негативные эмоции по поводу процесса познания, к которому они желают приобщить ребенка.



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Хроники школьного психолога" Тренинг «Социальная компетентность учащихся 4 классов»
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Научный доклад "Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь