O созависимости можно говорить, когда человек находится в патологических отношениях, основанных на манипуляциях. Эта проблема касается всего человеческого сообщества. Созависимые отношения поддерживаются условиями жизни человека в обществе и передаются от предыдущего поколения к последующему.
Человек в таком случае не живет в полной мере насыщенной и счастливой жизнью. Он терпит унижающие отношения, не чувствуя в себе сил изменить ситуацию, сдерживать и замалчивать свои желания и потребности. Он не считает для себя нужным и возможным изменить ситуацию.
Стивен Карпман ввел понятие «драматический треугольник» для описания созависимых отношений. Этот треугольник можно наблюдать во всех сферах человеческих взаимоотношений – и в семье, и в отношениях, связанных с работой, и пр. В него входят «Жертва», Спасатель» и «Преследователь».
Жертва
Основная мысль, управляющая Жертвой – «я хуже других». Они снимают с себя всякую ответственность как за результат своего выбора в той или иной ситуации, так и за последствия своих действий, при этом подсознательно желая свободы. В позиции Жертвы человек может испытывать страдания, но не считает для себя возможным сознательно управлять ситуацией.
В действиях человека просматривается неверие в свои силы; отсутствие, как он считает, своих внутренних ресурсов на решение появившейся проблемы. По его мнению, сложная ситуация должна разрешиться сама или с помощью кого-либо. Жертва чувствует себя хорошо, когда привлекает внимание других своими «страданиями от несправедливости» и получает заботу хоть таким образом. Жертва может спровоцировать конфликт своей пассивно-агрессивной позицией, и переложить ответственность за этот конфликт на нападающего.
Спасатель
Позиция Спасателя совершенно иная. Главной целью Спасателя является удовлетворение своих амбиций, осознание своей правильности, «хорошести». Ему может быть совершенно искренне жаль человека в состоянии Жертвы. Спасатель считает, что в его-то жизни все замечательно, поэтому он должен прийти на помощь нуждающимся в этой помощи. Но таким поведением Спасатель лишает Жертву способности оценить ситуацию и предпринять какие-то меры самостоятельно.
С другой стороны, у Спасателя может быть глубоко спрятанное желание проявлять агрессию, и в процессе «спасения жертвы» это желание удовлетворяется.
Спасатели настойчивы в предложении своей помощи Жертве. Ведь они «умнее и лучше других знают, что надо этим другим». Чужие дела считают своими и испытывают неистребимую потребность в их выполнении, даже если их об этом не просят.
Спасатель доказывает в первую очередь себе, что он превосходит других по своим качествам. Спасатель может жертвовать своим временем, силами, денежными средствами, ожидая благодарности от другого за затраченные усилия.
Преследователь
Жизнь Преследователя подчинена подавляемому желанию – доминировать в отношениях, чувствовать свое превосходство. Причем в его случае нет желания доказать другим, что он «правильный и замечательный». Напротив, преследователь с легкостью критикует окружение, принижая его.
Позиция такова: «все сволочи – я хороший». Окружающие для него виноваты во всех его проблемах. Для удовлетворения своих желаний Преследователи с легкостью привносят неудобства в жизнь других людей, заставляют их страдать, ущемляют чувство собственного достоинства и их значимость.
Тема, безусловно, большая, но я надеюсь, что эта статья поможет получить представление об этой концепции тем, кто ранее с ней был не знаком.
Если вам интересны другие мои статьи о психологии и психотерапии - просто добавьте мою страницу в закладки или подпишитесь на рассылку навыков и техник психологии в моей группе в контакте.
Удачи вам!