|
Гордыня и уязвимость - два разных полюса и два способа жить. Часть 2: Уязвимость.Автор статьи: Марина Сергеева
В заключение первой части своей статьи я писала, что гордыня появляется в человеке как щит от собственной уязвимости, когда у него не вырабатывается других способов взаимодействия с внешним миром или когда ему трудно перенести собственные негативные чувства. Эту часть статьи я посвящу рассказу о том, как выйти из проживания гордыни и чем заменить её в структуре собственной психики. Если говорить в общем, то, чтобы найти выход из любого, казалось бы, безвыходного пространства, нужно двигаться в направлении входа. Выход всегда находится там, где был вход. Как минимум, один из выходов, самый известный. Что же мы имеем на входе в гордыню? Себя – маленького, беззащитного и уязвимого. Неумелого. Глупого. Искреннего… Каждый вспомнит те характеристики себя, которые кажутся ему слабостью, наиболее неприятны, а то и ненавистны. Те качества, ценность которых осталась нам неизвестна, поскольку мы напугались одной их стороны, отрицательной для нас, так и не узнав преимуществ, которые нам может подарить сторона другая, точно положительная. Ведь любая медаль имеет две стороны. И человеческая природа двойственна. И, когда мы прекращаем отрицать и вытеснять в себе что-то как плохое, мы наконец можем увидеть то хорошее, что нам имеющееся качество может дать. Тем более, что хоть мы отрицаем, хоть не отрицаем, из себя выбросить ничего не можем, а лишь запутываемся в самообманах и бегстве от самого себя. При этом тратим на вытеснение огромное количество нервно-психической энергии. Именно поэтому нам часто как будто лень или на что-то не хватает сил… То есть, самым кратким ответом на вопрос «Что я могу противопоставить гордыне?» будет ответ «Свою уязвимость и искренность». Но этот ответ в таком виде может остаться непонятным, поэтому сейчас я попробую расшифровать, что же значат призывы лидеров духовности о том, чтобы открыться жизни и не бояться быть мягким и слабым, тогда сможешь обрести силу для жизни. Такие, например, как любимая мною цитата Ошо:
В связи с этим мне вспоминается кадр из детского фильма «Бесконечная история» (который, по сути, совсем не детский, как и одноименное произведение Михаэля Энде, по которому был снят фильм). Юный рыцарь Атрейю, который отправился в путь с целью спасения страны Фантазии, подходит к самому трудному испытанию, которое позволит ему обрести силы и спасти то, что уже почти разрушилось – он должен заглянуть в зеркало. Когда наконец Атрейю решается туда посмотреть, он видит в качестве отражения маленького мальчика, Бастиана – того, кто читает книгу о спасении страны Фантазии, того, кто прячется от своих переживаний и жизни на чердаке за чтением книги и воображает себя на месте рыцаря Атрейю.
И поймёт, что приход этот произошёл не только благодаря накопленным «щитам», напротив, он стал возможным лишь потому, что каждый из нас хранит где-то глубоко внутри себя того уязвимого мальчика или девочку, который, несмотря на всю боль и непонимание, смог прийти сюда, потому что в глубине его души есть нечто очень важное и ценное. И выходит, что для того, чтобы обрести гибкость и живость, человеку очень важно и нужно встретиться с собой из прошлого, чтобы оставить в прошлом события, но забрать из них опыт и знание о себе самом, которые позволят ему в дальнейшем не выживать, а жить. Гордыня – это лишь способ выживания. Способность быть уязвимым и оставаться при этом «на плаву» – способ жизни. Как я писала в первой части, основными «столпами», на которых стоит гордыня, являются осуждение и исключительность. И первое, что следует научиться делать, это – определять в себе признаки проявления гордыни. С осуждением, на мой взгляд, всё довольно ясно. Как только у человека возникает желание сравнить себя с кем-то с целью дать другим или себе оценку (иначе - вынести суждение), так можно смело говорить о том, что тут не обошлось без гордыни. А она – спутница наших вытесненных потребностей и проявлений себя, а также запретов, проекций и прочих психологических механизмов самообмана или защиты. Конечно, практически все мы время от времени составляем суждения о себе или других людях, это помогает нам ориентироваться в жизни и взаимоотношениях. В случае с гордыней следует обращать внимание на цель подобных суждений – делаются они для осуждения и выставления в связи с этим оценки «хорошо-плохо». Так, будто человек и не человек вовсе, а некий бог по сравнению с другими людьми, берущий на себя инициативу судить и право носителя истины=судьи=выносителя приговоров. То есть, осуждение является лакмусовой бумажкой для определения в себе присутствия гордыни. Остановлюсь чуть подробнее на исключительности. И замечу, что она является не первопричиной, а побочным, хотя и обязательным, продуктом гордыни. Причины её появления находятся в нашем Эго. Что такое Эго? Не буду приводить цитат из словарей, напишу своё понимание, основанное на психоаналитической теории и дальнейшей разработке понятия последователями психоанализа. Эго – это первое образование в психике человека, благодаря которому он имеет возможность осознавать себя как отдельного от других. Начинает формироваться Эго на первом году жизни ребенка, после того, как он осознаёт, что мама и он – не одно целое. Конечно, нет ещё взрослого мыслительного аппарата, есть - больше даже на физическом уровне - соотнесение себя и других, себя и окружающего мира. В зависимости от того, сколько (по ощущениям ребенка) маленький человек получает от близких ему взрослых тепла, безопасности и любви, у него формируется восприятие себя и мира как «в порядке» или «не в порядке», и здесь же закладывается способ взаимодействия с миром: либо открытость, либо защита. По сути, Эго играет роль био-выживательного механизма в структуре психики человека. Оно позволяет человеку сохранять себя. А вот способы сохранения выбираются, исходя из ранее обретённого понимания приятности или опасности окружающего мира. Поэтому исключительность, на которую опирается гордыня, это продукт пораненного Эго. Эго, которое не поняло жизнь как радость и выбрало способ обороняться (или наступать, что по сути не отличается от обороны). Если окружающий мир воспринимается ребенком как безопасный и комфортный, то и способы взаимодействия с ним формируются на базе здорового (сильного, в формулировке Зигмунда Фрейда) Эго, которое во взрослом возрасте становится базой для самоценности, самоуважения и равноправных отношений с миром. То есть, исключительность в гордыне представляет собой искаженный заменитель ценности «Я сам», которая присуща человеку со здоровыми личными границами. И возникает эта исключительность как способ самозащиты с целью самосохранения, поскольку Эго сигнализирует о том, что оно (как будто) находится в опасности. Влезая (не очень глубоко) в дебри психоанализа, я лишь хотела показать, что, поскольку формирование Эго происходит в довольно раннем возрасте и зависит от очень субъективных моментов в восприятии малыша, естественно, каждый из нас может хотя бы на минуту представить, что всё, что он знает о жизни, далеко не всегда является так называемой объективной реальностью. Каждый проживает свою жизнь в своей реальности, глубоко субъективной. И, соответственно, одним из первых шагов на пути преодоления собственной гордыни (а для многих - на пути ухода от страха перед жизнью и выживания) является вот это понимание. Понимание того, что всё наше знание о жизни, способы взаимодействия с ней и людьми, способы понимания себя в настоящий момент остаются ограниченными. Стало быть, время от времени следует задаваться вопросами: - Откуда я это знаю? И - По какой причине я решил(а), что в это нужно верить? Да, первые шаги обычно даются нелегко. Разувериться в том, что всегда казалось незыблемым и не подвергалось сомнению, тяжело. Но возможно. Дорогу, как мы знаем, осиливает идущий. Эти, и подобные им, вопросы побуждают человека получать новый опыт, который помогает изменять представления о самом себе и окружающем мире. Кстати, если посмотреть на исключительность с ещё одной стороны, то она - не только трудный способ жить, это ещё и большой капкан. Воздействуя на нашу исключительность (то самое «мнимое Эго», от которого предлагают отказаться лидеры духовности, ибо вообще Эго как структура психики очень важно и нужно для жизни любого человека), любой более-менее искусный манипулятор может сделать из нас хоть Жертву, хоть Спасателя, поддерживая эту исключительность различными фразами на тему «Только ты…». «Только ты можешь понять меня» – говорит нам манипулирующий человек, и наша исключительность «включается», и мы начинаем тратить уйму сил на ненасытного их потребителя. «Только ты такой добрый» и прочие «только ты» - путь к собственному истощению, а то и погибели. Поэтому, в том числе, важно распознать в себе признаки проявления гордыни и уходить от неё семимильными шагами. Шаги, которые я описываю, не являются универсальным средством, я их сложила из личного опыта и опыта работы с людьми, которые обращаются ко мне за помощью. А так, конечно, путь каждого индивидуален. И общее во всех наших путях – некоторые «вешки»: те места, в которых мы время от времени пересекаемся друг с другом, или места, после которых наши дороги кардинально расходятся в разных направлениях. Следующим, после задавания себе вопросов, шагом к жизни от выживания (от гордыни к уязвимости и мягкости, в этом изложении) является обучение искусству проживания собственных чувств. Для кого-то до проживания нужен ещё и этап узнавания-понимания своих чувств. Потому что вытеснение своих переживаний – это тоже детский способ выживания в условиях боли или испуга. А чтобы стать живым вновь, обязательно нужно вернуть себе способность чувствовать и способность эти чувства понимать и выносить, не становясь при этом их рабом и не действуя импульсивно=реактивно=бездумно. После обучения способности жить в мире со своими чувствами следует этап формирования здоровой само-ценности, в которую входит и самоуважение (наряду с уважением к другим как равным себе), и понимание своей индивидуальности (индивидуальности, а не исключительности – об этом ниже), разделение себя и других без зависимости от последних, и принятие себя, и много чего ещё нужного и важного для жизни взрослого человека в ладу с самим собой. Обязательным этапом на пути ухода от гордыни к жизни в качестве гибкого живого (могущего быть мягким и уязвимым) человека является этап «очищения» от накопленной годами старой боли, которая часто заставляет человека реагировать на события жизни необдуманно или чересчур эмоционально. Вместе с этим – формирование другого, конструктивного, поведения, которое будет помогать, а не вредить самому себе или другим. Изменение отношения к своим ошибкам и самому себе как просто человеку, который рождается и проживает свою жизнь для того, чтобы учиться, двигаться, а не костенеть и мертветь в своем ужасе перед жизнью или застывать «моральной глыбой» осуждения по отношению к другим. Разрешение себе быть ошибающимся, неумелым, в чём-то слабым и чувствующим даст человеку обретение понимания, что всё это тебе можно, и никто этого не может тебе запретить, а значит, и не нужно добиваться (или выпрашивать) этого разрешения у кого-либо, достаточно дать его себе самому. Просто потому, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за свою жизнь. Формирование ощущения себя равным другим и в то же время индивидуальным. Равным просто потому, что ты – такой же человек, как и все прочие люди. Не только ты являешься субъектом, и мир не вращается исключительно вокруг тебя. Каждый – равный другому субъект, с таким же правом жить. Ты не исключителен, потому что равен другим в своем виде «человек». При этом ты индивидуален, потому что каждый из нас рождается только со своим набором качеств, способностей, лицом, телом и прочими особенностями, которые и так даны нам от рождения, а значит, не требуют доказательств в собственной исключительности, и не требуют никаких сравнений. Поскольку сравнения тут просто неуместны. Итогом всех этих шагов станет жизнь в мире с собой и окружением, которое не даёт нам никаких гарантий, но, тем не менее, перестанет пугать нас, а будет лишь вызывать интерес к продолжению движения. Также, на мой взгляд, все эти шаги можно соотнести с переходами по уровням сознания Дэвида Хокинса (книга «От отчаяния к просветлению»). На каждом переходе – для его совершения – необходимо что-то обрести, а от чего-то нужно избавиться. Так вот, гордыня – это то, от чего обязательно нужно избавиться, если хочешь жить по полной и стать в своей жизни созидателем. Обрести себя как творца своей жизни. И путь избавления-обретения лежит через встречу со своим детством (своей уязвимостью), своими самыми «страшными» и слабыми местами, через взгляд в себя - боящегося вынести собственную уязвимость, проживание её в настоящем и обретение в связи с этим только своей, известной тебе с детства и немного забытой, силы. Ведь ты же не умер(ла) в детстве, будучи просто маленьким и действительно уязвимым человечком, значит, сможешь прожить этот момент встречи с собой и сейчас, учитывая, что ты всё равно значительно сильнее чем-то другим: наличием знаний, возможностью пробовать, в конце концов, своим ростом, весом, образованием и прочими данностями (и особенно – чувством юмора и желанием прощать), которых ты мог не иметь в детстве, но, тем не менее, встречался с собственной беспомощностью не раз и выстоял. Что мешает тебе сделать то же самое сейчас и выйти благодаря обретению собственной уязвимости, живости и целостности в этот огромный и интересный Океан жизненных возможностей? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|