|
О диагностике в психотерапии. Кого диагностируем и зачем?Автор статьи: Ольга Рыбакова
С точки зрения классического гештальт-подхода, диагностика - занятие не кашерное, если можно так выразиться. Гештальт-терапевт диагностикой заниматься не должен. Ведь есть мнение, что как только появляется диагноз, исчезает живой человек, со своей неповторимой историй, судьбой, характером - феноменологией. Появляется необходимость подтверждать или опровергать диагноз. Но несмотря на это, есть несколько важных причин заниматься диагностикой. Поэтому если я диагностирую, то, прежде всего, я должна быть готова ответить на вопрос - Кого я диагностирую? и Зачем? Кто это такой передо мной по отношению ко мне? Испытуемый, начальник, партнер, клиент и т.д.? Зачем мне ставить ему диагноз, выносить заключение о его типе личности, уровне организации? Что с этим я буду делать? На все эти вопросы у меня есть ответы, хотя их совсем немного, зато они пришли с опытом. Мне, когда передо мной новый клиент, прежде всего, важно определить зону своей компетенции и своих же собственных ограничений. Второй момент - диагноз дает мне представление, описание возможностей того, как человек может развиваться, эволюционировать. Мне важно видеть, понимать наблюдаемые реакции, состояния, симптомы, уметь их дифференцировать; знать от чего что возникает в психике, как влияет на человека, что меняет в нем... Например, многие думают, что от хронического стресса можно сойти ума. Это не так. Невроз разовьется, но расстройство психотического уровня навряд ли возникнет. Конечно, если изначально речь идет о психически здоровом человеке. То есть, данные диагностики дают мне подсказки о том, куда и как двигаться в терапевтической работе, снижая уровень моей тревоги. В представленном материале я постаралась отразить очень сжато, кратко самую важную информацию по первичной клинической диагностике, включила и типологию личностных расстройств Нэнси Мак-Вильямс. Разобраться в ней не сложно. Вся информация в виде таблиц, схем. Дает образное представление о том, что такое психическое заболевание, как взаимосвязаны этиология и продуктивные симптомы, этиология и дефицитарные симптомы, и хорошо запоминается. Также в материале есть яркие метафоры, помогающие ориентироваться в том или ином проявлении человека. Вообщем, для меня он нужная вещь. Надеюсь, и вам пригодится) Таблица 1. Таблица 2. Часть 1. Таблица 2. Часть 2. Таблица 3. Часть 1. Таблица 3. Часть 2. Таблица 3. Часть 3. Здесь можно выразить благодарность) Другие мои статьи на тему диагностики: Психолог о психосоматике Диагностика в гештальт-терапии или О способах предохранения психотерапевтов от нежелательных клиентов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|