|
"Смерть всегда ходит рядом"Автор статьи: Ольга Краснодубец
Поразительно, как часто в ходе терапии с разными людьми возникают разговоры о смерти, люди испытывают во время таких разговоров очень разные чувства, от страха до любопытства, в том числе и к тому, каковы переживания и размышления на эту тему у других людей, как будто им ранее нигде и ни с кем не приходилось об этом говорить. А ведь правда, я живу в том же мире, что и мои клиенты, и знаю, что в обществе на тему смерти существует своеобразное табу. Некоторые вопросы я буду поднимать для открытого обсуждения в последующих постах: Если в семье смертельно больной человек, как об этом говорить ему и с ним? Как говорить с детьми о смерти? Стоит ли брать детей на похороны близкого человека? Как себя вести с человеком, переживающим утрату? Нормально ли иногда задумываться о собственной смерти? А что об этом думают другие люди? Человек единственный из всех живых существ на земле, который знает о том, что смертен. Этот факт существенно влияет на саму человеческую сущность, на его жизнь. И пусть каждому из нас так или иначе знаком страх смерти, все же он уникален, как и каждый человек. Смерть неразрывно связана с жизнью, мы не можем этого не учитывать, и, я в этом уверена, не можем об этом не говорить. Когда мы все же пытаемся избегать разговоров, чувств, связанных с темой смерти, всё это так или иначе прорывается в нашу жизнь: в виде фобий, навязчивого поведения, проблем с едой, ночных кошмаров, избегания близких отношений. Мы получаем знание о своей смертности не по факту рождения, а постепенно в процессе роста и развития. В раннем детстве ребенок как будто только наблюдает смерть в том или ином её виде, хотя в этом наблюдении пока нет понимания, что это смерть: заканчивающийся день, сорванный цветок, раздавленная мошка, исчезнувший внезапно старый бабушкин пёс. Где-то в возрасте полутора-двух лет ребенок способен отличить мертвого человека от спящего живого, но не способен уяснить смысл этого отличия. Ребёнок как губка впитывает информацию об окружающем мире, анализировать он начнёт её позже, где-то в области четырех-пяти лет. Я помню, как мой сын, когда ему было чуть больше четырёх лет, во время увлеченной игры с машинками, вдруг бросился ко мне с горькими слезами и вопросом: «Мама, ты что умрёшь?». Через несколько недель со слезами на глазах он бежал ко мне уже с другим вопросом: «Мама, я что ли тоже умру?» Осознавание детьми конечности жизни может выглядеть по-разному: детки внезапно начинают чего-то бояться, рисовать странные рисунки, играть в смерть. Когда на приёме родители мне задают вопросы, как им поступать в таких ситуациях, поддерживать ли разговор, говорить ли правду, я предлагаю говорить. Говорить ровно то, о чём спросил ребёнок, доступным ему языком. Перегружать информацией тоже не нужно, не нужно изъясняться философским языком, или распространяться про загробные миры- конечно, это может отвлечь его от переживания горя, но именно его переживание поможет в укреплении его психической устойчивости и в формировании верного представления относительно земной жизни. Нет смысла убеждать ребенка, что он ошибся в выводах и что никто никогда не умрёт. Будьте рядом с ним в эту трудную для него минуту, поддержите, поделитесь с ним верой, что у вас еще много времени на то, чтобы быть вместе. Детская психика вполне может справиться с такими вещами при соответствующей поддержке. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|