Кто учит мудрецов?

Мудрец учителя спросил:

— Кто тебя знаньям обучил?

— Упорный труд, величье книг

И мой учитель — ученик.

Он мне вопросы задавал,

И я на них ответ искал,

Он не давал заснуть уму, —

Учитель отвечал ему.

 

Рассказывали однажды философы друг другу о своих учителях.

— Я считаю, что лучший учитель — это мудрый наставник, — сказал первый философ. — Самые важные знания я получил от моего учителя.

 — Мой лучший учитель — мудрая книга. В книгах спрятаны жемчужины духа, накопленные человечеством, — добавил второй.

— Природа научила меня гармонии и глубине, — заметил третий.

Многому я научился у своих наставников, еще более — у своих товарищей, но более всего у своих учеников, — вмешался в разговор мудрец.

— Любой ученик всегда знает меньше, чем учитель, — возразили философы.

 «Один ученик спросил меня: "Что такое счастье?", — начал рассказывать мудрец. — Я ответил ему: "Счастье, что у тебя есть родители".

— Родители — счастье для ребенка, но человек не может всю жизнь быть ребенком, — не согласился ученик.

— Счастье — это здоровье, — заметил я.

— Здоровье как воздух. Когда дышишь свободно, его не замечаешь, — задумчиво проговорил ученик.

— Может быть, счастье прячется в гармонии с природой? — предположил я.

— В минуты слияния с природой чувствуешь себя счастливым, но жизнь редко дарит такие минуты, — сказал ученик.

Всю жизнь я искал ответы на вопросы учеников», — закончил свой рассказ мудрец.

Тут первый философ откланялся, сказав:— Мне нужно навестить своего учителя, чтобы задать ему вопрос о счастье. — Это действительно важный вопрос. Я хочу найти ответ на него в мудрых книгах, — согласился второй философ.

— А я подумаю над этим вопросом в уединенном уголке природы, — проговорил третий философ и тоже ушел.

— Я же говорил, что лучший учитель —это ученик, — с улыбкой заметил мудрец.

Так каким же должен быть современный педагог? Какими качествами должен обладать преподаватель вуза как человек и профессионал? И действительно ли самыми лучшими учителями для нас есть сами ученики?

Эти, и многие другие, вопросы довольно часто возникают по отношению к личности педагога.

Давайте, на секунду, представим идеальную педагогическую ситуацию.

Педагог, распологая  к себе внимание, доверие учащихся, как бы на мгновение становится с ними на равных, этим самым приоткрывает студенту душу, плавно переводит на «одно дыхание» и незаметно уводит в мир познания. Занятие проходит незаметно по времени, а сколько обучаемые извлекают полезного для себя, что преобразовывает, обогащает их, и появляется желание учиться. Зная потребности каждого студента, его плюсы и минусы, педагог строит занятие исключительно с учетом индивидуальных особенностей, интереса и возможностей студента. В занятии участвуют все, нет равнодушных среди студентов, каждый чувствует себя созидателем, творцом, а в преподавателе видит друга, помощника.

Разумеется, подобное со студентами может ежедневно творить только педагог-мастер, что означает, что он есть и психолог, и артист, и стратег, и профессиональный тактик.

Так что же нам мешает, сегодня, стать мастерами своего любимого дела?

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение пе­дагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мас­тер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из  молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит наше­го дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.

Педагог и студент

Главные действующие лица высшего учебного заведения – педагог и студент.

Эффективное взаимодействие преподавателя со студентом является важным условием воспитания будущего профессиионала. Однако оно не всегда является предметом рефлексии вузовского преподавателя, специально не проекетируетя, не корректируется, и в результате не обеспечивается его эффективность. Причиной тому – различные факторы.

Давайте рассмотрим какими же качествами должен обладать педагог и что необходимо знать для эффективного взаимодействия преподавателя со студентом.

Каждый педагог индивидуален, уникален, обладает только ему присущими чертами и качествами личности.

Однако самое первое, самое обязательное нравственное требование к педагогу – он должен любить своих студентов. Причем любить всех, и хороших, и плохих. Преподаватель вуза, не любящий студентов, профессионально непригоден.

Педагог должен уметь так организовать деятельность студентов, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои склонности, интересы, способности. Должен понимать то, что нет студента, которого не за что было бы полюбить.

Речь преподавателя должна будить мысль и поддерживать ее в состоянии бодрствования. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую».

Так же уметь заражать группу своей «умственной взволнованностью». Педагог заражает студентов интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Он не может оставаться бесстрастным по отношению к тому учебному предмету, который он преподает.

Необходимо помнить, что способность удивить, заинтересовать, поразить новым и неожиданностью своего сообщения – важное педагогическое качество. Н.В. Гоголь утверждал, что память людей лучше всего удерживает те сведения, которые поразили их воображение.

Педагог должен понимать то, что студенты в большей или меньшей степени испытывают влияние его личностной индивидуальности, его ожиданий, ценностей, интеллектуальных и творческих способностей, характера и пр.  Поэтому важным профессиональным качеством преподавателя является его адекватная самооценка и умение понять студента в контексте его собственных особенностей.

Результаты анкетирования показывают, что основные трудности, которые испытывает педагог в общении со студентами, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением студентов на занятии, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней  психологической позиции студента.

 Так как же педагог должен строить свои отношения с воспитанниками?

 Ниже приводятся некоторые рекомендации, руководствуясь которыми преподавателю будет легче осуществлять свои контакты со студентами.

 

Преподаватель Должен …

Быть тактичным

Быть приветливым и вежливым

Быть требовательным, но справедливым

Быть внимательным

Уметь выслушать собеседника

Уметь доверять

Признавать свои ошибки

Поощрять студентов в присутствии других людей

Выполнять свои обещания, быть точным

Уважать мнение студентов, уметь стать на их место

Проявлять к студентам, их заботам и нуждам искренний интерес

Похвалить студента даже за небольшое достижение

Критиковать именно действия, поступки студента, но не его самого как личность

Учитывать настроение своих студентов

 

 

Преподаватель Не должен…

Терять контроль над собой

Проявлять нервозность

«Накидываться» на студентов

Превращать контроль в мелочную опеку

Иметь любимчиков

Быть нетерпимым к критике

Спорить по мелочам

Проявлять растерянность

Браниться, ругаться, грубить

Быть замкнутым и молчаливым

Становиться фамильярным

Разговаривать в повышенном тоне

Спешить с критикой, когда есть возможность осознания ошибки самим студентом

При разговоре отводить взгляд от собеседника

В практической деятельности редко встретишь ситуацию, которую можно было бы разрешить при помощи одного только пункта из приведенной таблицы; как правило, нужна определённая комбинация их. Например, комбинируя пункты 1, 4, можно получить следующую рекомендацию: педагог должен быть тактичным настолько, чтобы не унижать достоинство человека, а это значит, что он не должен терять контроль над собой.

Число подобных комбинаций весьма велико, поэтому общение педагога со студентами предполагает его творческий, нешаблонный подход, уверенное владение психолого-педагогическим инструментарием.

Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,  в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это - желание учиться, вдох­новение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.

 

 



Просмотров: 253
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каким должен быть современный педагог?
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес
  • Первый учитель - каким он должен быть?
  • Что же делать? Или - "должен" без "должен"
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Что такое "здравый смысл" и каким должен быть смысл?
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что должен знать каждый человек о тревожности.
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Педагог для одаренного ребенка
  • Должен ли Учитель быть идеальным?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Самый главный лайфхак. Его должен знать каждый.
  • Отношения в браке, что должен знать каждый мужчина.
  • Что должен знать каждый о коучинге?
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • Сила воли: что должен знать каждый?
  • То, что должен знать каждый о любви и отношениях.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Каждый ДОЛЖЕН ... потому что!
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Он только помнил, что должен любить свою жену. (От любви до измены)
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что должен знать каждый предприниматель: 3 простых способа увеличения продаж
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь