Сёрен Кьеркегор, которого любят называть специалистом туманного жанра, на самом деле писал достаточно реалистичные и нужные вещи. Да, датский философ любил уходить в возвышенные эпитеты, экзальтированные описания, но, если отделить, как говорится, зерна от плевел (от лирического преподнесения), то можно увидеть кладезь важный идей, из которых-то и выросли экзистенциальные философия и психотерапия.
Так, например, Сёрен Кьеркегор определил четыре стадии развития личности:
1 стадия – обывательская. Человек живет, как принято, как у других, ничем не выделиться. Опора идет на жизнь большинства (стадное чувство). Вовремя жениться, вовремя родить, купить квартиру, машину, дачу, отдыхать в престижных местах, ходить с последней моделью телефона – всё это ценно, потому что это есть у всех, это определяет статус состоявшегося человека.
2 стадия – эстетическая. Главное - следовать своим чувствам, которые изменчивы. Сегодня одно хочу, завтра - другое. Хочу удовольствий. Сегодня люблю одну женщину, завтра – другую, не надо себя обманывать: иду за чувствами, ухожу к ней. Потом полюблю третью, четвертую… Опора в жизни – на свои чувства, потребности. Человек хочется насытиться и не насыщается. Доходит до отчаяния и попадает в тупик. Пример, в литературе - Стива Облонский (брат Анны Карениной). Сам Кьеркегор описал типичный образ героя-эстетика в книге «Дневник обольстителя».
3 стадия – этическая. Человек в жизни опирается на свои принципы, нравственные основы, выработанные со временем. Как и жизнь эстетика, жизнь этика тоже очень невротична, но более нравственна и человечна. Так как человек начинает игнорировать свои чувства, наступает часто «на горло своей песне». Делит четко на хорошее и плохое. Хочет быть хорошим и выглядеть хорошим. Высоко понятие долга. Помните, да?
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?
При таком делении перед этиком все время становится выбор между желаниями и чувством долга. И тоже, как и эстетик, и обыватель, может зайти в тупик. Некоторые психологи пытаются вернуть (если он там был ранее) этика или окунуть в эстетическую жизнь, идя на поводу чувств. Но это не выход.
4 стадия – религиозная. В ней идет опора – на Бога, он – твердое основание для существования. А основные товарищи: Вера и воля.
Сегодня хотела бы обратить внимание на работу в психотерапии с этиком. Этики – хорошие порядочные люди. Но лишены непосредственного поведения, часто раздавлены долгом и страдают от несправедливого к ним отношения.
ИТАК, НА ПСИХОТЕРАПИИ С ЭТИКОМ ВАЖНО:
Обратить внимание на чувство этика и о чем они. Что за ними стоит. Учить их отслеживать и понимать, что они сигнализируют.
Этики очень ограниченно и везде одинаково смотрят на ситуацию. Могут не увидеть нюансов в происходящем. Этакая шаблонность присутствует. Сразу включаются такие понятия: правда, справедливость,ответственность, долг, обязанности.
Развивать способность просматривать, какое решение в конкретной ситуации будет оптимальным. Действительно ли нет другого выхода, кроме, как все решить с позиции принципов и долга.
Часто этики принимают решение, исходя из принципов, когда за это получают агрессию от других, начинают включаться чувства. Сами обесценивают свои принципы, так как реагируют из позиции Ребенка, которого прессингует критикующий Родитель.
У этика нет доверия миру, ощущение, что всё зависит от меня. Самонадеян в своей опоре на себя, рассчитывает на свои силы, отчаивается, что несовершенен. Не может с этим примириться. И переживает то, что называет Кьеркегор - «мужественное отчаяние».
Часто не могут разобраться, где стоит удовлетворить свои потребности, а где выполнить обязательства.
При четком делении на хорошее и плохое становятся максималистами и часто не видят гибкий выход из ситуации, «подвисают» в ней.
Трудно ориентируются в стилях общения с определенными людьми, как себя вести в том или ином случае, с тем или иным человеком.
Очень удивляются, когда другие поступают не так же, как и они. Есть внутреннее убеждение: если я так не могу, то и другие не могут.
Важно работать с образом «Хорошего человека». Для кого это важно? Зачем? Что дает? Что отнимает?
Этики часто разбирают ситуацию с позиции вины. Не "Что делать?", а "Кто виноват?"
Из положительных моментов, на что можно опираться в работе: конечно же, этик хочет быть не только хорошим перед другими, иначе бы он развивал только внешнее благочестие. Этик действительно стремится к духовному развитию, к улучшению жизни вокруг.
Этик очень ответственен в договорах о встрече, времени, плате. Если берется за работу, то всерьез.
Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.psyoffice.ru/tanov4277/#consultation ,
на очную консультацию по телефону +7 (988) 576-88-85
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.