Вчера ресурс volgasib разместил мои комментарии по поводу ЧП в российских школах, которые одно за другим произошли в январе этого года. ( в блоге приведен текст публикации полностью). Здесь хотела бы отметить, что данную ситуацию нужно рассматривать не сугубо как психологическую проблему, и даже не как проблему только социальную. Это проблема, с которой только начинает сталкиваться общество.
Информационные влияния. Высказывание, взятое в качестве эпиграфа к этому посту, достаточно цинично. Контекст высказывания такой: в серверной версии Windows 2003 года программа для контроля действий пользователей домена позволяла пользователю видеть свои права. В версии 2008 года доступ был ограничен. И на вопросы пользователей, Билл Гейтс ответил фразой, смысл которой сводился к тому, что у пользователей вообще не должно быть никаких прав. ( К сожалению, точную цитату найти не удалось).
Если рассмотреть ситуацию шире, то любое программное обеспечение:
1. ограничивает пользователя в правах
2. побуждает пользователя совершать неосознанные, но определенные и определяемые программой действия.
Это касается и программ, устанавливаемых на компьютеры, и мобильных приложений, и платформ соцсетей.
Многие социальные сети давно используют подобное "управление правами пользователя" - через так называемую умную ленту, которая покажет пользователю не то, что он хотел бы увидеть, а то, что по "мнению" программы ему " понравится". В сети стали появляться публикации, подобные этой: Девушка не узнала о смерти друга из-за Фейсбук. (ссылка на сабж в оригинале публикации) Контекстная реклама, которую показывают Google и Яндекс своим пользователям, также строится по этому же принципу релевантых запросов. И напрашивается вывод. Свободен ли пользователь Интернете, геймер, владелец аккаунта в соцсетях в своем выборе, какую информацию о мире получать и как жить?
Кроме этической стороны инфовлияний есть и технологическая сторона. Правоохранительные органы, в том числе, рассматривают связь произошедших чп с ранее существовавшими группами ВКонтакте, пропагандирующими суицид. Тот факт, что три похожих события произошли в разных городах России буквально через день, говорит в пользу версии о согласованности и организации подобных действий через группы в соцсетях. Неизвестно, будет ли эта версия доказана, но она проверяется. И несмотря на то, что в Российской Федерации в современное законодательство вносятся актуальные поправки, действуют законы об информации, о защите персональных данных, о правах потребителей, на практике не так много прецедентов решения спорных вопросов. При этом достаточно противоречий и юридических казусов. Например, если нарушения российского законодательства совершают пользователи - граждане РФ, но с аккаунтов в соцсетях, зарегистрированных на территории других стран. Это создает серьезные сложности для защиты прав пользователей.
Запреты ничего не решают. Из-за условных " дыр" в законах, в отсутствии прецедентов, из-за скорости развития информационных технологий, метод запрета не работает и не будет работать. Запреты можно обойти, или же попросту с появлением новых технологий и гаджетов, запреты сами по себе становятся неактуальными. И дело не в соцсети как таковой, не в Интернете, не в компьютерной игре. В приведенной ниже публикации volgasib в качестве иллюстраций взяты фотографии со страницы подростка, напавшего на учеников школы в Улан-Удэ. Это иллюстрации из серии книг изд. АСТ "S.T.A.L.K.E.R.
И здесь вопрос не в том, что иллюстрации к книгам этой серии депрессивны, а книги могут влиять на психику. Конечно, книги, фильмы, музыка, любые информационные носители существуют именно для этого - чтобы влиять на сознание людей, чтобы развивать его, менять картину мира, достраивая ее новыми идеями, развивая и дополняя.
Здесь вопрос в выборе. В том, что во всех этих иллюстрациях подростка привлекли именно депрессивные картинки, и больше никакие. Как будто бы ничего, кроме вот этой идеи - апокалиптического мира и необходимости выживать среди зомби и мутантов в радиоактивной средей - в его жизни нет.
Сами по себе информационные технологии, компьютерные игры, социальные сети по большей частью нейтральны к здоровому сознанию человека. Если у человека есть система ценностей, способность к различению - это подобно иммунитету, защищающему его от агрессивных информационных влияний, сохраняющему его мировоззрение. В своих публикациях я использую термин информационный иммунитет.
Почему современные подростки уязвимы. Тот же Билл Гейст, так цинично высказавшийся по поводу пользователей ПО, обозначил и важность получения детьми информации о мире через другие носители информации, не только из Интернета:
"У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги."
Как ни странно, в эпоху Интернета именно недостаток различной информации, недостаток альтернатив в выборе, однообразные смыслы во всем, подмена смыслов, и делают современную молодежь такой уязвимой информационным влияниям. информация, которую получает потребитель, часто однообразна, несмотря на видимое и кажущееся разнообразие форм. Однообразна информация по причине того, что содержит одинаковые смыслы. И, в том числе (!) благодаря технологиям, алгоритмам, пользователь видит только ту информацию, которую ему предложит разрешит видеть программное обеспечение.
Те же смыслы, которые остались - каковы они? В современном обществе границы между добром и злом стираются, размываются через коммерциализацию идей. То, что на биологическом уровне отвергается инстинктивно, может социально одобряться и даже рекламироваться. Толерантность, как одно из проявлений способности к эмпатии или к объединению, несмотря на различия ( то есть по сути, эволюционные преимущества в борьбе за выживание), возводится чуть ли не в культ, что сразу искажает смысл явления.
Раньше носителями базовых ценностей был народный эпос. Знания о мироустройстве люди получали из сказок, мифов, позже - из произведений искусства. Сейчас все чаще появляются высказывания о том, что искусство закончилось где-то в середине прошлого века, на смену ему пришел кич. А российские национальные культурные ценности в виде, например экранизации народных сказок или героического эпоса, вытесняются идеями и форматами западной культуры.
о влиянии кинематографа см Старая сказка для немолодых принцесс
Трактовка исторических событий, система подачи материала в тех же школах - все это создает проблему для формирования у современной молодежи значимой и прочной системы ценностей. Неоднозначное селфи далеко не всегда возможно классифицировать как нарушение именно правовых норм - лишь на уровне эмоций и инстинктов такое может вызывать отторжение. При условии, если информационный иммунитет не ослаблен всеми этими " а чо такова селфи топлесс?", "тверк это модно, давайте устроим флешмоб во время празднования Дня Победы, праздник же, все танцуют!" И только правовыми нормами это регулироваться попросту не может. Необходимо воспитание этики.
Система ценностей, мировоззрение, смыслы, этика - это и создает базис сознания человека, Базовый фрактал его сознания, если в терминологии фрактального анализа в психологии.
Это можно сравнить с жестким диском на компьютере. Если он недостаточно мощный, то загрузка приложений, софт-программ (часто противоречащих друг другу), может вывести его из строя.
Если в жизни подростка отсутствуют смыслы, или их недостаточно, если нет различений, если нет ничего, кроме агрессии, возводимой в культ героизма, ничего, кроме ощущения разрушенности мира - то человек открыт внешнему влиянию и подвержен внушению деструктивных идей. Если на этапе взросления, или даже раньше, в детстве, человек не получит понимания именно базовых ценностей и способности к их самостоятельному различению, он уязвим.
Собственно, по-видимому, именно это и подчеркнул пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, сказав о необходимости отличать добро от зла (ссылка на сабж указана в оригинальной публикации в блоге):
«Интернет несет очень много добра, но нельзя закрывать глаза на то, что интернет несет и зло, которое в том числе и иногда в нашей жизни проявляется столь уродливым и трагическим образом. Поэтому здесь есть вопросы»
Информация в открытом доступе для всех Опубликованное в аккаунте может дать огромное количество информации о личности человека, его образе жизни и его системе ценностей.
Нет, это не работает вот так буквально: запостил фото знаменитости на аватарку - значит нарциссическая личность, а если котиков - то инфантил. Также не работает, если выложил ссылку на спорную статью, то он одобряет то, что там написано. Речь идет скорей о совокупности информации. О том, что человек пишет в графе "о себе", на какие группы подписан, насколько открыт его аккаунт ( кстати, частично закрытые и частично открытые фотоальбомы и публикации говорят скорей о здоровых личных границах и способности к различениям). На фото важны позы, мимика и не менее важен контекст - фон, обстановка. Важно то, что человек публикует, как комментирует, вежливо или грубо общается с другими людьми. Важны выражения, стиль речи, который он использует.
В современном обществе аккаунты в соцсетях выполняют роль неформального "паспорта", или как минимум, визитки. Если в древности по вышивке на одежде и атрибутам - украшениям можно было узнать практически все социальные данные о человеке, сейчас эту функцию выполняет аккаунт в соцсети. Это в некотором роде "виртуальная одежда" современных людей, еще один язык для коммуникации.
Если вернуться к теме обсуждаемых чп, то во всех трех случаях подростки в целом были достаточно социально адаптированы - не имели каких-то прямых конфликтов с обществом, не состояли на учете в ПДН, из обычных " благополучных" семей. И тем не менее, кто-то из них состоял в закрытых соц.группах неоднозначной тематики, кто-то имел проблемы со здоровьем, кто-то не был достаточно общителен с одноклассниками. Современная школа часто подобных неформальных " аутсайдеров" начинает игнорировать , обделять вниманием, "скидывает на обочину". Что создает новый виток проблем уже в компетенции представителей системы образования. Но в аккаунте в соцсети почти всегда можно увидеть информацию о вероятной проблеме. При желании.
А современным родителям стоит обращать внимание на то, что происходит в аккаунтах у их детей. Тем более, что это достаточно легко сделать. Можно утверждать, что более старшие поколения более устойчивы к информационным влияниям хотя бы из-за получения другой информации в детском возрасте и из-за наличия опыта ошибок и неудач. В этом смысле диалог между старшими поколениями и младшими, обмен информаций о ценностях, мог бы, возможно, снизить риски возникновения таких событий с подростками. Не оградить их от "тлетворного влияния" - это невозможно! Но сделать их более устойчивыми к информационным воздействиям.
Социологи отмечают способность к сближению между современными родителями и детьми как некую социальную тенденцию. Что внушает надежду.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.