Атаки на сознание общества

Автор статьи: Эвелина Гаевская

 
 

Атаки на сознание общества
 
Атаки на сознание общества. Автор текста Эвелина Гаевская

Юзер - бесправная скотина©
интернет-мем, приписываемый Биллу Гейтсу
 
Вчера ресурс volgasib разместил мои комментарии  по поводу ЧП в российских школах, которые одно за другим произошли в январе этого года. ( в блоге приведен текст публикации полностью). Здесь хотела бы отметить, что данную ситуацию нужно рассматривать не сугубо как психологическую проблему, и даже не как проблему только социальную. Это проблема, с которой только начинает сталкиваться общество.


Информационные влияния.
Высказывание, взятое в качестве эпиграфа к этому посту, достаточно цинично. Контекст высказывания такой: в серверной версии Windows 2003 года программа для контроля действий пользователей домена позволяла пользователю видеть свои права. В версии 2008 года доступ был ограничен. И на вопросы пользователей, Билл Гейтс ответил фразой, смысл которой сводился к тому, что у пользователей вообще не должно быть никаких прав. ( К сожалению, точную цитату найти не удалось).

Если рассмотреть ситуацию шире, то любое программное обеспечение:

1. ограничивает пользователя в правах

2. побуждает пользователя совершать неосознанные, но определенные и определяемые программой действия.
 

Это касается и программ, устанавливаемых на компьютеры, и мобильных приложений, и платформ соцсетей.

Многие социальные сети давно используют подобное "управление правами пользователя" - через так называемую умную ленту, которая покажет пользователю не то, что он хотел бы увидеть, а то, что по "мнению" программы ему " понравится". 
В сети стали появляться публикации, подобные этой: Девушка не узнала о смерти друга из-за Фейсбук. (ссылка на сабж в оригинале публикации)
Контекстная реклама, которую показывают Google и Яндекс своим пользователям, также строится по этому же принципу релевантых запросов.
И напрашивается вывод. 
Свободен ли пользователь Интернете, геймер, владелец аккаунта в соцсетях в своем выборе, какую информацию о мире получать и как жить?
 
 
Кроме этической стороны инфовлияний есть и технологическая сторона.
Правоохранительные органы, в том числе, рассматривают связь произошедших чп с ранее существовавшими группами ВКонтакте, пропагандирующими суицид. Тот факт, что три похожих события произошли в разных городах России буквально через день, говорит в пользу версии о согласованности и организации подобных действий через группы в соцсетях. Неизвестно, будет ли эта версия доказана, но она проверяется.
И несмотря на то, что в Российской Федерации в современное законодательство вносятся актуальные поправки, действуют законы об информации, о защите персональных данных, о правах потребителей, на практике не так много прецедентов решения спорных вопросов. 
При этом достаточно противоречий и юридических казусов. Например, если нарушения российского законодательства совершают пользователи - граждане РФ, но с аккаунтов в соцсетях, зарегистрированных на территории других стран. Это создает серьезные сложности для защиты прав пользователей.
 

Запреты ничего не решают.
Из-за условных " дыр" в законах, в отсутствии прецедентов, из-за скорости развития информационных технологий, метод запрета не работает и не будет работать. Запреты можно обойти, или же попросту с появлением новых технологий и гаджетов, запреты сами по себе становятся неактуальными.
И дело не в соцсети как таковой, не в Интернете, не в компьютерной игре. В приведенной ниже публикации volgasib в качестве иллюстраций взяты фотографии со страницы подростка, напавшего на учеников школы в Улан-Удэ. Это иллюстрации из серии книг изд. АСТ "S.T.A.L.K.E.R. 



 

И здесь вопрос не в том, что иллюстрации к книгам этой серии депрессивны, а книги могут влиять на психику. Конечно, книги, фильмы, музыка, любые информационные носители существуют именно для этого - чтобы влиять на сознание людей, чтобы развивать его, менять картину мира, достраивая ее новыми идеями, развивая и  дополняя.

Здесь вопрос в выборе. В том, что во всех этих иллюстрациях подростка привлекли именно депрессивные картинки, и больше никакие. Как будто бы ничего, кроме вот этой идеи - апокалиптического мира и необходимости выживать среди зомби и мутантов в радиоактивной средей - в его жизни нет.

 
Сами по себе информационные технологии, компьютерные игры, социальные сети по большей частью нейтральны к здоровому сознанию человека. Если у человека есть система ценностей, способность к различению - это подобно иммунитету, защищающему его от агрессивных информационных влияний, сохраняющему его мировоззрение. В своих публикациях я использую термин информационный иммунитет.


Почему современные подростки уязвимы.
Тот же Билл Гейст, так цинично высказавшийся по поводу пользователей ПО, обозначил и важность получения детьми информации о мире через другие носители информации, не только из Интернета:

"У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги."

 
Как ни странно, в эпоху Интернета именно недостаток различной информации, недостаток альтернатив в выборе, однообразные смыслы во всем, подмена смыслов, и делают современную молодежь такой уязвимой информационным влияниям.
информация, которую получает потребитель, часто однообразна, несмотря на видимое и кажущееся разнообразие форм. 
Однообразна информация по причине того, что содержит одинаковые смыслы. 
И, в том числе (!) благодаря технологиям, алгоритмам, пользователь видит только ту информацию, которую ему предложит разрешит видеть программное обеспечение.
 
Те же смыслы, которые остались - каковы они? В современном обществе границы между добром и злом стираются, размываются через коммерциализацию идей. То, что на биологическом уровне отвергается инстинктивно, может социально одобряться и даже рекламироваться. Толерантность, как одно из проявлений способности к эмпатии или к объединению, несмотря на различия ( то есть по сути, эволюционные преимущества в борьбе за выживание), возводится чуть ли не в культ, что сразу искажает смысл явления. 


 
Раньше носителями базовых ценностей был народный эпос. Знания о мироустройстве люди получали из сказок, мифов, позже - из произведений искусства. Сейчас все чаще появляются высказывания о том, что искусство закончилось где-то в середине прошлого века, на смену ему пришел кич. А российские национальные культурные ценности в виде, например экранизации народных сказок или героического эпоса, вытесняются идеями и форматами западной культуры. 

о влиянии кинематографа см Старая сказка для немолодых принцесс


Трактовка исторических событий, система подачи материала в тех же школах - все это создает проблему для формирования у современной молодежи значимой и прочной системы ценностей. 
Неоднозначное селфи далеко не всегда возможно классифицировать как нарушение именно правовых норм - лишь на уровне эмоций и инстинктов такое может вызывать отторжение. При условии, если информационный иммунитет не ослаблен всеми этими " а чо такова селфи топлесс?", "тверк это модно, давайте устроим флешмоб во время празднования Дня Победы, праздник же, все танцуют!" И только правовыми нормами это регулироваться попросту не может. Необходимо воспитание этики. 
 
Система ценностей, мировоззрение, смыслы, этика - это и создает базис сознания человека, Базовый фрактал его сознания, если в терминологии фрактального анализа в психологии.


Это можно сравнить с жестким диском на компьютере. Если он недостаточно мощный, то загрузка приложений, софт-программ (часто противоречащих друг другу), может вывести его из строя. 

 
Если в жизни подростка отсутствуют смыслы, или их недостаточно, если нет различений, если нет ничего, кроме агрессии, возводимой в культ героизма, ничего, кроме ощущения разрушенности мира  - то человек открыт внешнему влиянию и подвержен внушению деструктивных идей.
Если на этапе взросления, или даже раньше, в детстве, человек не получит понимания именно базовых ценностей и способности к их самостоятельному  различению, он уязвим.
 
Собственно, по-видимому, именно это и подчеркнул пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, сказав о необходимости отличать добро от зла (ссылка на сабж указана в оригинальной публикации в блоге):


«Интернет несет очень много добра, но нельзя закрывать глаза на то, что интернет несет и зло, которое в том числе и иногда в нашей жизни проявляется столь уродливым и трагическим образом. Поэтому здесь есть вопросы»

 
Информация в открытом доступе для всех
Опубликованное в аккаунте может дать огромное количество информации о личности человека, его образе жизни и его системе ценностей.
 
Нет, это не работает вот так буквально: запостил фото знаменитости на аватарку - значит нарциссическая личность, а если котиков - то инфантил. Также не работает, если выложил ссылку на спорную статью, то он одобряет то, что там написано.
Речь идет скорей о совокупности информации. О том, что человек пишет в графе "о себе", на какие группы подписан, насколько открыт его аккаунт ( кстати, частично закрытые и частично открытые фотоальбомы и публикации говорят скорей о здоровых личных границах и способности к различениям). На фото важны позы, мимика и не менее важен контекст - фон, обстановка. Важно то, что человек публикует, как комментирует, вежливо или грубо общается с другими людьми. Важны выражения, стиль речи, который он использует.
 
В современном обществе аккаунты в соцсетях выполняют роль неформального "паспорта", или как минимум, визитки. Если в древности по вышивке на одежде и атрибутам - украшениям можно было узнать практически все социальные данные о человеке, сейчас эту функцию выполняет аккаунт в соцсети. Это в некотором роде "виртуальная одежда" современных людей, еще один язык для коммуникации.
 
Если вернуться к теме обсуждаемых чп, то во всех трех случаях подростки в целом были достаточно социально адаптированы - не имели каких-то прямых конфликтов  с обществом, не состояли на учете в ПДН, из обычных " благополучных" семей. И тем не менее, кто-то из них состоял в закрытых соц.группах неоднозначной тематики, кто-то имел проблемы со здоровьем, кто-то не был достаточно общителен с одноклассниками. Современная школа часто подобных неформальных " аутсайдеров" начинает игнорировать , обделять вниманием, "скидывает на обочину". Что создает новый виток проблем уже в компетенции представителей системы образования. Но в аккаунте в соцсети почти всегда можно увидеть информацию о вероятной проблеме. При желании.
 
А современным родителям стоит обращать внимание на то, что происходит в аккаунтах у их детей. Тем более, что это достаточно легко сделать. Можно утверждать, что более старшие поколения более устойчивы к информационным влияниям хотя бы из-за получения другой информации в детском возрасте и из-за наличия опыта ошибок и неудач.  В этом смысле  диалог между старшими поколениями и младшими, обмен информаций о ценностях, мог бы, возможно, снизить риски возникновения таких событий с подростками. Не оградить их от "тлетворного влияния" - это невозможно! Но сделать их более устойчивыми к информационным воздействиям.
 
Социологи отмечают способность к сближению между современными родителями и детьми  как некую социальную тенденцию. Что внушает надежду.
 

© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской*
*в публикации в блоге можно посмотреть дополнительные ссылки на похожие темы







Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Как устроить романтический праздник, даже если Ваш любимый не романтик?"
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мнимая система ценностей подростка".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • Как применить арт-терапию, если в кабинете "ничего нет"?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Экономить нельзя тратить". Где запятая, если речь идет о детях?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь