Программа “Двенадцать шагов” широко известна как программа для избавления от алкоголизма. В бытовом сознании это какая-то там программа для алкоголиков, которая не имеет отношения к обычной жизни. При том, что наша с вами обычная жизнь сплошь и рядом соприкасается с семейными историями про алкоголизм. Если не наши родные, то друзья и знакомые, однокашники или их дети… Довольно сложно на просторах нашего отечества найти человека, ни разу в жизни не столкнувшегося с алкоголизмом, наркоманией, созависимостью, трудоголизмом или их последствиями. В свете такой распространённости зависимостей, разве не интересно было бы узнать: как так получается, что там, где бессильны слёзы, уговоры, угрозы и страх смерти, где не работают педагогика, медицина, религия и пеницитарная система, вдруг работают какие-то там “Двенадцать шагов”?
Алкоголиков в Америке тридцатых, где в это время, как мы помним, разразилась Великая депрессия, было много. Люди отчаивались без работы и перспектив, не в силах справиться с жизнью. Обществу также было не до них, неспособных побороть свою “греховную тягу” и распущенность. Именно потому, что выхода не было, алкоголикам пришлось найти его самим. Отчаявшиеся люди изобрели практический способ исцеляться от зависимости. Они были вынуждены озадачиться поиском способов изменения мышления и поведения для того, чтобы выжить. В силу того, что выбора у умирающих не сильно много, а медицина с психологией на тот момент (30-е годы прошлого века) ничего внятного зависимым предложить не могла, два американских алкоголика, их семьи и друзья, а в последствии и другие алкоголики, уцепились друг за друга, за те идеи и практические действия, которые давали возможность жить трезво.
Это сегодня зависимость и алкоголизм в частности рассматривается как сложное био-психо-социо-духовное заболевание. В те времена взгляд был сугубо бытовым. Зависимые в стадии полной деградации были предоставлены либо медикам, либо сами себе. Без внятных объяснений происходящему, без чёткого понимания, что же можно сделать. И вот из этой пустоты непонимания, что же делать тому, кто по сути дела обречён на умирание от самого позорного, самого унизительного в мире заболевания, выросло руководство по исцелению от зависимости. От любой, прошу заметить, зависимости. Потому что в дальнейшем сообщества самопомощи для выздоровления от самых разных видов зависимости воспользовались опытом трезвых алкоголиков. И пользуются до сих пор. Почему? Да потому, что это - работающая модель. Работающая там, где никакая другая не сработала.
Итак, о чём же речь? Что это за конкретные шаги, которые приводят алкоголика к свободе от алкоголизма? Алкоголики приняли за основу такое положение, что для того, чтобы преодолеть тягу к выпивке, человеку необходимо полностью совершить духовный переворот. Перестроить собственную личность и характер. Не больше и не меньше. Важно понимать, что “Двенадцать шагов”- программа, пришедшая из протестантской Америки, где верующими считались практически все. Алкоголики и наркоманы, которым идея бога была поперёк всего, что происходило в их конкретной отдельно взятой жизни, нашли гениальный выход из ситуации собственного недоверия к богу, к религии; к людям, проповедующим христианские ценности, но живущим как дикари; к навязанным, не в меру жёстким и бессмысленным религиозным требованиям. Этот гениальный выход звучит так: “Бог, как я его понимаю”. Не тот бог, о котором талдычили жестокие отцы или лицемерные начальники, непримиримые матери или лживые учителя, насильники всех мастей. Не тот бог, который накажет. А - бог, как я его понимаю. И этот бог может быть - миром, вселенной, наукой и даже - просто сообществом людей, которому я выберу доверять. Вот так решили вопрос с религией те, кому срочно надо было выжить. В этой формулировке кроется свобода для жизни, свобода выбора и свобода принятия ответственности. Эти слова дали возможность выздоравливающим алкоголикам отвлечься от религии, от её морализаторства и жёстких предписаний; и заняться делом - своим выздоровлением.
В Америке повседневная речь людей религиозна естественным образом. Ведь даже президенты в США приносят присягу на Библии. То есть, все формулировки двенадцати шагов - пронизаны обычными формулировками общества, где не было никогда войны с религией. Нам с вами важны не формулировки, а суть того, что сделало выздоровление возможным.
Шаг 1. Выздоровление от зависимого мышления и поведения начинается с первого шага: с признания того, в каком положении здесь и сейчас я нахожусь. В оригинале он написан так: “Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.” Это значит, что тот, кто хочет исцелиться от зависимости, признаёт реальность своей зависимости. Признаёт реальность воздействия вещества и образа жизни на свой организм и сознание. Реальность того, что нет возможности продолжать жить как живёшь без разрушительных последствий. Признаёт реальность того, как именно он живёт и что именно чувствует и делает. Позволяет себе увидеть ту правду, которая и так известна, но как будто бы не допускается до чувств. Признаёт реальность пьянок. Унижений. Утрат. Реальность своего возраста. Реальность своих перспектив. Реальность своего здоровья. Реальность своих отношений или их отсутствия. Согласитесь: сказать “Я пью ” - это одно, а почувствовать всю глубину собственного мироощущения, признать, что ничего в жизни, кроме того, чтобы пить, тебе неинтересно и неважно - это совсем другое. Увидеть, что твоя жизнь очень отличается от той жизни, какую ты себе хочешь и признать, что это так и есть. По настоящему и честно рассказать себе, как на самом деле у тебя дела - вот что такое первый шаг.
Шаг 2. В оригинале звучит так: “Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.” Этот шаг продолжает принятие реальности в той её части, где зависимый обнаруживает, что все его попытки справиться со своим состоянием самостоятельно потерпели крах. Буквально. Что все случаи побед по сравнению с общим счётом поражений - ничтожны. Реальность состоит в том, что тот способ мыслить и чувствовать, которым обладает зависимый, и есть его заболевание. Зависимый в том его состоянии мышления и сознания, какое у него есть, - и есть болезнь. А кашель сам себя не лечит.
Шаг 3. Из предыдущего вытекает логически и третий шаг : "Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь богу, как мы его понимали. " Иными словами, человек, желающий исцеления, обнуляет свой опыт и свои представления о своём состоянии и готов принять иную точку зрения. Готов довериться тем, у кого получилось выйти ровно из такой же ситуации. Это как прыгнуть сквозь огненное кольцо неверия и не понимания. Чаще всего зависимый - это человек, который приспособился справляться со многим, только не с тем, что касается зависимости. Это человек, у которого есть опыт только вот такой жизни и только такие представления, какие есть. Поэтому довериться кому-то там, хоть богу, хоть специалисту, хоть чьему-то опыту не представляется возможным. Забегая вперёд скажу : для зависимого опора только и исключительно на себя когда-то стала спасением. Зависимый выжил, опираясь только на себя. И это-то и сделало его таким недоверчивым, отрицающим другие способы. Но чтобы выздороветь от зависимости необходимо отказаться от этого взгляда, от привычной “безопасности”, которая стала клеткой. Необходимо отказаться от всего, на что опирался доселе и попробовать - новое, другое. Вот такая задача.
Шаг 4. Четвёртый шаг гласит: “Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.” Всё гораздо проще и одновременно сложнее, чем в устоявшейся формулировке: в четвёртом шаге разбираются со своими обидами, гневом и претензиями к миру. Это глубокая работа со своим истинным отношением к себе и к людям. Это исследование убеждений , которые привели в нынешнее положение дел. Это серьёзная работа над осознаванием собственного способа мыслить и действовать. А ещё в этом шаге зависимый смотрит в лицо своим тайнам и своим страхам. Это единственный шаг, который выполняется письменно. После того, как написаны все тайны, страхи и обиды - настаёт очередь поговорить обо всём этом с кем-нибудь. Впервые в жизни поговорить о себе настоящем.
Шаг 5. “Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.” Такой разговор может состояться с наставником в программе, со священником, с психологом. С человеком, который будет понимать важность такого разговора, с тем, кто способен быть свидетелем встречи человека с собой, со своей болью и страхом, со стыдом и гневом, с горем и бессилием. Этот шаг даёт возможность получить опыт доверия, даёт опыт принятия себя и того, что случилось в жизни.
Шаг 6. звучит так: “Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.” Это про принятие себя такими как есть. Про осознание своих черт характера, остающихся в тени. О принятии себя неидеальными, такими, как есть сегодня. С теми привычками и способами решать задачи, какие есть в арсенале.
Шаг 7. “Смиренно просили Его исправить наши изъяны.” Шаг седьмой - это примирение с тем, что изменения в личности не произойдут мгновенно. С тем, что новый образ мыслей и жизни будет входить в жизнь постепенно, через ежедневные действия. Осознание того, что придётся специально учиться поступать и мыслить по-новому. Это согласие на то, чтобы учиться, действовать и день за днём менять способы думать и поступать на другие, более здравые и взрослые.
Шаг 8. В этом шаге принимается ответственность на себя на материальном уровне и уровне отношений с людьми. Звучит так : “Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.” Это про восстановление разрушенных связей с другими людьми и с собой. Этот шаг - намерение к восстановлению своей жизни, намерение избавить себя от стыда и страха перед другими людьми.
Шаг 9. Это шаг реальных поступков. Это практическое обучение улаживать свои конфликты лично, не сбегая из контакта с теми, кому нанесён ущерб. Он гласит : “Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.” Принятие материальной ответственности и выполнения (пересмотра) договоров. Восстановление отношений с теми, с кем отношения важны, и завершение отношений с теми, с кем больше не по пути. Это самостоятельное улаживание своих собственных дел.
Шаг 10. Десятый шаг посвящён обучению и закреплению навыка саморефлексии. “Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.” Эти простые слова на самом деле означают ежедневную работу мысли. Ежедневное формирование навыка самопонимания, способность к анализу собственных поступков, способность понимать собственные чувства, желания. Ежедневная тренировка в принятии ответственности за всё, что случается за день.
Шаг 11. О воспитании в себе способности к медитации, к контакту с собой, способности к осознаванию себя частью целого. Звучит так : “Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.” Этот шаг - обучение размышлению. Обучение осмыслению себя, своих ценностей, формирование навыка видеть себя в мире.
Шаг 12. Двенадцатый шаг - шаг обретения связи с миром . Это шаг, вобравший в себя всё то, что удалось сделать на пути к собственному выздоровлению. Он гласит: “Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.” Двенадцатый шаг - это помощь и поддержка для всех, кто ищет возможности выздороветь. Перестать зависеть, пить, играть или колоться. Это помощь тем, кто ищет выход из безвыходного мировоззрения. Это шаг помощи и шаг обретения смысла собственной жизни.
Если не зацикливаться на религиозных формулировках и помнить, что первые анонимные алкоголики были из религиозного общества, то становится возможным увидеть, что именно сделали алкоголики, чтобы изменить собственную личность.
Если вам достанет ширины собственного взгляда, то вы увидите, что программа двенадцати шагов - это последовательное доращивание себя до взрослого человека. Это последовательность действий, которые приводят к изменению осознавания себя, к изменению картины мира. Программа работает для любого вида зависимости по той причине, что даёт возможность стать взрослыми, возможность жить самостоятельно и возможность выбирать. Практические действия двенадцати шагов взращивают те стороны личности, которые в силу разных причин были остановлены в развитии.
На мой взгляд, опыт людей, сумевших изменить себя до состояния независимости, достоин самого пристального внимания. Возможно что-то из ознакомления с этим опытом даст вам представление о том, как именно обстоят дела с зависимостью и исцелением от неё. Может быть, вы захотите повторить этот практический опыт, чтобы решить собственные задачи взросления. Возможно, вы увидите и осознаете, сколь многое подлежит изменению, прежде чем человек не просто перестанет пить (или другим способом оставаться инфантильным и зависимым). Зависимым недостаточно просто остановиться. Необходимо научиться жить счастливо, не нуждаясь в алкоголе, наркотиках или других формах зависимости.
Алкоголизм и любая другая зависимость - это комплексная проблема личности. Программа двенадцати шагов учитывает эту комплексность с первых дней существования. Там, где мало что работало извне, изнутри сработало решение зависимых стать взрослыми.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.