Для начала определимся: вижу ли я смысл в инклюзивном образовании?
Да, вижу. Так как это позволяет (ПРИ ГРАМОТНОМ ПОДХОДЕ И ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) чувствовать особенных детей, детей-инвалидов не выключенными из общества, развивает социализацию, а у здоровых детей формирует важные качества, как сострадание, сопереживание, желание помочь и умение принимать отличающегося от тебя человека. Я видела положительные примеры такого взаимного обогащения. Но, к сожалению, это были единичные случаи.
Если инклюзия проводится так, как у нас в большинстве случаев, то часто с особенными детьми необученные педагоги не справляются, в группах по тридцать детей и выше всё внимание направлено на такого ребенка, остальные обделены, условий нет, знаний нет, или особенный ребенок, бывает, становится в ненадлежащих условиях опасен для других детей, или другие дети начинают преследовать его. Таким образом, в данной ситуации нехорошо никому!!! Ни здоровым детям, ни особенным, ни родителям, ни педагогам. И создается ощущение, что государство хочет не помочь особенным детям, а на них сэкономить.
На какие моменты я бы обратила внимание (буду опираться на дошкольное образование, так как знаю его лучше):
во-первых, считаю необходимым разграничить, в каком случае ребенок подходит под инклюзивное образование. К сожалению, не все дети могут посещать образовательное учреждение. Но в законе нет разграничений: например, при какой степени умственной отсталости ребенок может посещать инклюзивную группу или класс, при каких формах шизофрении.
Есть дети, которые могут совмещать индивидуальное посещение и определенные занятия, уроки, мероприятия, которым необходимо в силу их особенностей кратковременное пребывание.
во-вторых, инклюзия должна осуществлять не во всех образовательных учреждениях, а в определенных. Например, из 23 –х районных садов семь участвуют в инклюзии (здесь стоит в количестве таких учреждений опираться на статистику: сколько детей нуждается в инклюзии). И уже на эти комбинированные учреждения должны изначально выделяться ставки коррекционных педагогов, специалистов, тьюторов. А не так: придет, такой ребенок, тогда под него и выделить. Бюджет закладывается изначально, а не задним числом.
Кстати, у нас в Ростове – на - Дону (не знаю, как в других городах России) с детских садов были сняты аббревиатуры: детский сад первой, второй категории, детский сад комбинированного типа и т.д. Теперь все просто детские сады. А сколько логопедов и логопедических групп было сокращено. В области уже давно порезали ставки педагогов-психолог. Странно, не правда ли, говорить в этом случае об инклюзии?
в – третьих, лучше пусть каждые комбинированные детские сады и школы специализируются на определенной сфере нарушений. Нереально на все те же семь садов района выделить, например, сурдо- или тифло- педагога, а на два дошкольных учреждения – реально. К тому же дети будут чувствовать среди похожих на них детей, с похожими трудностями более уверенно.
в- четвертых, в детском саду открыть не менее двух инклюзивные группы со смешанным составом . Родители здоровых детей должны быть изначально согласны на пребывание в такой группе, чтобы затем не началось выдавливание, травля ими особенных ребят. В этих группах - ограниченное количество детей, а не 30-40 – 50 списочно. На них должны работать специально обученные воспитатели и тьюторы. Думаю, что на каждого ребенка – инвалида по тьютору – это утопия, хотя бы, одного на три – пять человек. В этих группах должны быть четко разработанные готовые программы для инклюзивных групп (а не так: кто как понимает, так и разрабатывает). И оплата коррекционных специалистов должна быть соответствующей, а не как у обычных воспитателей.
При этом чисто специализированные учреждения закрывать не стоит. Не всем родителям и детям подходит инклюзия. Мой отец был воспитан в колонии увеченного ребенка (КУВР). Там воспитывались дети-инвалиды -опорники, оставшиеся сиротами . Позже в нем были знаменитые сиамские близнецы Маша и Даша. В голодное время отец посещал несколько кружков: играл в оркестре, в драмкружке, декламировал стихи и т.д. Играл в футбол. То есть у детей было огромное поле для своего самовыражения. И им предоставляли взаимодействие с другими детьми. Так в футболе дети-инвалиды побеждали другие команды здоровых физически детей. Отец вырос адаптированным в обществе и состоявшимся человеком. Таким образом, и в специализированном учреждении можно создать условия для социализации.
Если у кого есть свое видение и свои конструктивные идеи, опыт, пишите сюда в комментарии. Просьба, не ругаться, а цивилизованно общаться.
Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.psyoffice.ru/tanov4277/#consultation ,
на очную консультацию по телефону +7 (988) 576-88-85
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.