|
Возрастные кризисы: в чём смысл?Автор статьи: Ольга Борисовна Левко
Всем нам до боли знакомо слово «кризис». Можно даже сказать, что в последнее десятилетие оно постоянно на слуху: экономический кризис, финансовый кризис, творческий кризис и т.д. Психологам ближе и понятней личностные кризисы, супружеские кризисы, семейные кризисы, профессиональные кризисы и т.п. Что же такое кризис в принципе? В переводе с греческого – это крутой перелом, резкое изменение, поворотный пункт, переходное состояние. В психологии, возрастной кризис – определенные периоды перехода в возрастном развитии. Как правило, по времени они непродолжительны, а по характеру несут резкие психологические изменения, которые выводят человека на качественно новый этап и уровень его психологического развития. Когда ранее привычные и старые социальные ситуации развития разрушаются, и на их месте возникают другие. Каждый человек сталкивается с возрастным кризисом, в результате чего может измениться его социальный статус, восприятие и интересы, отношение к себе и обществу в целом, мировоззрение. Форма кризиса, его длительность, степень протекания во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей человека. Кратко перечислим основные возрастные кризисы: 1) Кризис новорожденного – случается во время рождения, когда ребенок покидает теплую вселенную маминого тела. Это отделение происходит очень болезненно. Ребенок из комфортного и уютного места попадает в странный мир, где свет ослепляет, звуки оглушают, царит земное притяжение и отчуждение. Такое первое и пугающее восприятие окружающего мира оставляет след на нашем ощущении своего «Я» в виде травмы рождения. Правда, потом мы про это забываем, и травма уходит глубоко в бессознательное. Но по-прежнему может влиять на нашу взрослую жизнь, например, в виде социопатии или расстройства личности. Это и будет нашей защитой от боли. 2) Кризис одного года – возрастной диапазон от десяти месяцев до полутора лет. Малыш уже умеет вставать, самостоятельно ходить, начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых. То, что было ранее недоступно, сегодня подлежит изучению и проверке на собственном опыте. Активное изучение окружающего мира. Кризис в том, что область его познания и сомнения в его самостоятельности пересекаются и вызывают протест. 3) Кризис трех лет – границы плюс-минус полгода, все очень индивидуально. Ребенок проявляет признаки негативизма, начинает противиться воле родителей, не слушается, бунтует, протестует, упрямится, часто на пустом месте. Появляются знаменитые фразы: «Я сам!», «Не хочу!», «Не буду!» «Нет!». Так происходит сепарация: ребенок выходит из слияния и отделяется от родителя, противопоставляет свою волю – воле родителя. Появляется первая потребность в признании и уважении. Формируются новые черты личности и сознания, ребенок хорошо знает свои потребности и осознает свои возможности. 4) Кризис семи лет – ребенок идет в школу, вступает в новые социальные отношения. На смену игре приходит учебная деятельность. Многое меняется на физиологическом уровне: созревают важнейшие участки мозга, перестраивается иммунная система. Появляется способность к рефлексии и обобщению, формируется отношение к самому себе и к людям, к обществу, развивается внутренняя позиция и внутренний «стержень». 5) Подростковый кризис – примерно 12-14 лет, границы условны. В этот период тело, детские черты и пропорции меняются на взрослые, происходит гормональная перестройка. Отсюда эмоциональные перепады, раздражительность, плаксивость, нестабильное поведение, утомляемость, внутренние противоречия и напряжение. Подростковый кризис очень похож на кризис 3-х лет. Подросток тоже бунтует, протестует и хочет быть самостоятельным. Но взрослые, к сожалению, не готовы его воспринимать, как равного себе. И задача этого кризисного возраста – совершить прыжок в сепарации, пережить разочарование в родительском всемогуществе и научиться жить своим умом. 6) Кризис 30 лет – границы условны, плюс-минус 2-4 года. Это период, когда уже позади бурная юность и пик молодости. Происходит переоценка прошлого опыта и осознание, что я уже 30 лет живу, и возникает вопрос «Чего же я добился?». Многие к этому возрасту начинают испытывать потребность в стабильности, размеренности, спокойствии. У кого-то уже есть семья, кто-то только начинает делать карьеру, кто-то сомневается, тот ли институт закончил и на своем ли он месте. Многие начинают оглядываться по сторонам и сравнивать себя со сверстниками и измерять успешность. Многие женщины понимают, что уже не так свежи, молоды и красивы. Это время первых вопросов в поиске «смысла жизни». 7) Кризис среднего возраста – или кризис середины жизни, 40-45 лет плюс-минус. В этот период происходит переоценка жизненного опыта. Основные признаки: депрессия, скука, приступы необъяснимой тревоги, потеря интереса к жизни, жалость к себе, чувство опустошенности, обесценивание своих достижений и успехов. Кто-то бросается в любовные приключения или духовные поиски и религию, или покоряет Эверест. Джеймс Холлис, юнгианский психотерапевт, назвал этот кризис «перевалом в середине Пути». Эдакий переход от «первой взрослости» на встречу к старости. Экзистенциальность кризиса заключается в том, что человек начинает полностью осознавать быстротечность времени, когда писать черновик жизни уже нет возможности. Но еще есть возможность изменить жизнь и сделать ее такой, какой она будет нравиться. И тут важно концентрироваться не на внешних переменах, а на внутренних, личностных изменениях. 8) Пенсионный кризис – 55-65 лет. Человек уже не ходит на работу и возникает ощущение ненужности и потерянности, понимание того, что ты уже не в центре круговорота жизни. Взрослые дети, слабое здоровье, узкий круг друзей. Однако, есть и чему порадоваться, чем поделиться, что вспомнить. Это время обретения мудрости, путешествий, занятий любимым делом, отдыха. Таким образом, мы видим, что кризисы сопровождают нас всю жизнь. Только отношение к ним у всех разное: для кого-то этап, для кого-то испытание. Кризисы необходимы нам для развития, и важно понимать, что без этих изменений жизнь невозможна. Если вы столкнулись с трудностями, внутренним кризисом, запутались, не можете самостоятельно найти решение, и вам нужна моя профессиональная помощь и поддержка, то приглашаю на индивидуальные консультации. Рада быть полезной! Автор: Ольга Левко, психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|