Детские эмоции. Что делать?

       Коротко об очень важном – что делать с негативными эмоциями детей. Тема, которая очень часто всплывает в работе с родителями и детьми.

     Родителям приходиться очень часто сталкиваться с детской злостью, обидой, печалью, грустью и другими сложными для проживания эмоциями. В зависимости от ситуации, распространено два вида реакции родителей на эти эмоции:

  • Обесценивание. Объясняют ребенку, что ситуация – ерунда, что он не должен злиться, обижаться, бояться, печалиться, что ничего страшного не произошло.
  • Подавление. Говорят ребенку, что злиться, обижаться, расстраиваться, бояться нельзя. Например, что он не имеет права злиться и обижаться на маму/папу/дедушку/воспитателя/товарища, что злиться и обижаться – это плохо, что он должен быть хорошим, что не должен расстраиваться из-за того, что ему не купили игрушку или не разрешили посмотреть мультик.
  •      В обоих случаях в основе реакции родителей лежат благие намерения. В первом случае – уберечь ребенка от неприятных переживаний. Во втором – воспитать хорошего, доброго человека, который всех любит, со всеми ладит, а также остается «удобным» в ходе взросления и не причиняет родителям и окружающим неудобств своими яркими негативными эмоциональными реакциями.

        Подвох в том, что при обесценивании и подавлении эмоций детям транслируется, что испытываемые ими чувства неважны и неправильны. Но поскольку они у ребенка всё-таки есть, возникает диссонанс - я злюсь, а самые близкие авторитетные для меня люди говорят, что так делать не надо, значит я неправильный, чувствую не то, а каким должен быть непонятно. В этом месте у детей возникает тревога и ощущение нестабильности.

         Возникшее чувство никуда нельзя деть, за исключением как прожить. Если чувства  постоянно обесценивать или подавлять, не давать ребенку их проживать, то они будут копиться в подсознании и будут выражаться в виде тревожности, нервозности, невротическом поведении, истериках, неврозах, определенных паттернах поведения или убеждениях, которые будут мешать функционировать личности в процессе взросления и во взрослой жизни.

         Что же делать с чувствами ребенка? Рецепт, на первый взгляд простой: легализовать и контейнировать.

          Легализовать чувство – это значит признать право ребенка чувствовать что угодно. Злость на маму, ненависть к товарищу в садике, обиду на друга, страх, гнев и т.д. Каким бы нелепым не казалось это чувство со стороны, раз оно возникло, значит оно актуально тому, у кого возникло. Если ребенок разозлился или обиделся на маму и мама дала на себя позлиться и пообижаться, т.е. легализовала эти чувства, не подавила, не обесценила, а дала ребенку их легально испытывать (без осуждения и критики),  то ребенок чувствует себя принятым, проживет эти чувства и получает ценный опыт их проживания. В жизни ему не раз придется столкнуться с этими чувствами и лучше, чтобы он их не боялся и мог их проживать. Например, если ребенку позволять грустить и печалиться, то во взрослом возрасте он не будет бояться действовать, т.к. будет знать как быть в случае неудачи, не будет бояться грусти и печали. Если человек не умеет грустить и печалиться, то в случае неудачи может возникать очень много тревоги, с которой ему будет сложно справиться.

         Что касается контейнирования, то здесь важно, чтобы взрослому было куда складывать чувства ребенка, чтобы в контейнере было место. Для этого важно следить за своим психическим состоянием, организовывать себе необходимую разгрузку, чтобы был ресурс обходиться с эмоциями ребенка.

        Технически контейнирование выполняется следующим образом: обозначаем чувство, которое испытывает ребенок - этим показываем ребенку, что понимаем, что с ним происходит и что это нормально. Также проясняем для него ситуацию, чтобы он сам понимал, что с ним происходит: «ты разозлился, потому что Вася сломал твою машинку», «ты обиделся, потому что Петя не захотел с тобой играть» и.т.д.

         Конечно, когда ребенок выражает свои чувства в очень агрессивной форме, то нужно не только сконтейнировать его чувство, но и обозначить границу. Например: «ты разозлился на Лену за то, что она тебя дразнила, я тебя понимаю, но толкать ее нельзя».

         Ребенку очень важно быть принятым на уровне чувств. Если чувства приняты и прожиты, то ребенок чувствует себя уверенно и стабильно. Это, в свою очередь, является благодатной почвой для здоровой самооценки, уверенности в себе и развития здоровой психики.



    Просмотров: 168
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Проживать чувства - что же это значит
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь