Доводилось ли Вам когда-нибудь играть в крокет? Понимаю, пример для русскоязычной аудитории неблизкий. Ну, это такая игра, когда молотком бьёшь по мячу, пытаясь попасть им в ворота. Но можно представить себе, например, хоккей, не суть.
Итак, Вы держите в руках клюшку, у Ваших ног лежит шайба, на расстоянии 2 метров от вас - ворота. На счастье, они абсолютно пусты. Вас никто не торопит, у Вас сколько угодно времени, чтобы прицелиться. Более того, Вы проверили клюшку на прочность и убедились в том, что с ней всё в порядке. Вы подержали шайбу в руках и знаете, сколько она примерно весит. Всё происходит в помещении, никакого движения воздуха или других погодных условий. Пол идеально ровный, гладкий и скользкий. Ворота неподвижны, приделаны к полу. Вы полностью здоровы, у Вас отличное зрение, руки и ноги слушаются, вестибулярный аппарат работает отлично, Вы прекрасно себя чувствуете. Представили?
Готовы поспорить со мной на 100 тысяч рублей, что забьёте в ворота 10 из 10?
"Конечно, это же халявные деньги!" - скажете Вы. И окажетесь правы. Почему? Да потому что в описанной ситуации Вы полностью УПРАВЛЯЕТЕ процессом. Согласны?
Льюис Кэролл в своей "Алисе..." создал изумительный пример прямо противоположной ситуации. Та же самая обстановка, но в руках у Вас розовый фламинго. Вы держите его за лапы, а его голова выполняет роль крючка (так называется нижняя, ударная часть клюшки). А на полу, на том месте, где совсем недавно Вы лицезрели неподвижную чёрную шайбу, теперь лежит какой-то серый колючий комочек, периодически пофыркивающий. И сейчас Вам нужно попасть в ворота, ударяя головой фламинго по ежу. Сразу хочу предупредить: фламинго и ёж мультяшные, при создании этой фантазии ни одного животного не пострадало.
И я предлагаю Вам то же пари: 100 тысяч, если Вы попадёте в ворота 10 раз за 10 взмахов клюшкой-фламинго. Согласитесь?
Вопрос риторический. Едва ли кто-то захочет доверить свою судьбу странной компании из фламинго и ежа. Значит ли это, что мы не можем повысить шансы на попадание в этой ситуации? На самом деле нет, не значит. Если развить эту фантазию, то можно представить, что мы можем дрессировать животных, чтобы они вели себя с большей вероятностью так, как нам надо. Мы можем изучать фламинго и ежей как виды, узнавать их повадки, физиологию и анатомию. Мы можем наладить с ними контакт, чтобы они больше нам доверяли и были в нашем присутствии более предсказуемы. Мы можем изучать их поведение и наблюдать, в каких ситуациях и при каких наших действиях этот зооинвентарь способствует нужным нам результатам, а в каких действует противоположным образом.
Думаю, те из Вас, для кого метафорическое выражение мыслей достаточно близко, уже смогли переложить эту странную фантазию на тему управления эмоциями.
Друзья, МЫ НЕ МОЖЕМ НАПРЯМУЮ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ. Они непроизвольны. Но мы можем влиять на них опосредовано. Создавать условия для возникновения нужных нам состояний. Можем учиться действовать, несмотря на эмоции. Удовлетворять скрывающуюся за чувством глубинную потребность, после чего состояние, как правило, меняется в более приятную сторону.
На самом деле именно этому и учат на многочисленных тренингах по "управлению своим состоянием". Но при такой формулировке, мы создаём внутри себя бесплодное напряжение, сродни тому, что рождается, когда человек стоит на остановке и внутренне, сам того не замечая, пытается сделать так, чтобы автобус приехал скорей. Это напряжение не способствует изменению состояния в нужную сторону, а напротив, мешает. А наша психика, пытаясь избавить нас от фрустрирующего бессилия, начинает вытеснять чувства, создавая иллюзию контроля.
Ну а дальше зачастую: "Здравствуйте, а Вы с психосоматикой работаете? А с раздражительностью? И ещё у меня постоянно такое ощущение, что я как бы не живу, а смотрю на свою жизнь со стороны. Всё каким-то тусклым стало, эмоции как будто приглушены, я уже не знаю, что я люблю, чего хочу, что чувствую..." (это, конечно, не прямая цитата, а некий собирательный образ).
Эмоции - это индикаторы. Чек, мигающий на приборной панели. "Что-то происходит, дружище, обрати внимание!". Не надо ими управлять. Давайте быть с ними в контакте. Давайте учиться с ними правильно обходиться. Давайте познавать свой внутренний мир, чтобы хорошо понимать, что приводит к возникновению той или иной эмоции
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.