Особенности фонетических речевых нарушений у дикторов радио и ведущих телевизионных программ России

Автор статьи: Андрей Юрин

Особенности фонетических речевых нарушений у дикторов радио и ведущих телевизионных программ России

Аннотация. Статья рассматривает соотношение фонетических нарушений речи у дикторов радио и ведущих телевизионных передач в центральных средствах массовой информации России. Определена взаимосвязь орфоэпической грамотности и фонетического нарушения речи ведущих и дикторов средств массовой информации на телевидение и радио. Выявлены формы дислалии у ведущих центральных телевизионных передач и дикторов на радио России. Перечислены виды дислалии, которые встречаются у ведущих центральных телевизионных программ и дикторов радиоэфира. Классифицирована дизартрия у ведущих телерадиоэфиров. Выборку исследования составляют 100 человек, которые являются дикторами центральных телерадиопередач средств массовой информации России.

Ключевые слова: дислалия, дикторы, телевизионные передачи, радио, фонетическое нарушение речи, орфоэпическая грамотность, дизартрия.

 

Введение. В современном русском языке под орфоэпией понимается совокупность всех норм произношения в языке, а также отдельный раздел языкознания, который исследует функционирование этих норм. Орфоэпия определяет рекомендации по произношению различных звуков, звукосочетаний, грамматических форм, слов. Основу экспрессивной речи составляют такие понятия, как произношение и ударение. Это определяет необходимость правильно произносить слова, делать логические ударения, тем более что устная речь развивается очень стремительно и распространена в большей степени чем письменная. На современном этапе развития человеческого общества люди стали меньше читать и писать при этом больше говорить и слушать. Поэтому возрастают требования, предъявляемые для тиражирования орфоэпических норм со стороны средств массовой информации включая телерадиоэфир. Орфоэпические нормы русского языка призваны регулировать правильное произношение звуков в различных фонетических позициях, с другими звуками, в определённых грамматических формах и отдельно стоящих словах. Одной из отличительных черт произношения является единообразие. Ошибки орфоэпического характера часто негативно сказываются на восприятии речи слушателями. Они отвлекают внимание собеседника от смысла разговора, способны вызвать непонимание и раздражение. Соответствующее орфоэпическим нормам произношение облегчает процесс коммуникации и делает его более действенным и результативным. Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждому языку свойственен свой фонетический закон, регулирующий произношение звуков и слов.

 В настоящее время речь ведущего ток шоу, выпуска новостей, прямых эфиров, звучащая с экрана центрального телевидения и дикторов развлекательных, научно-популярных, спортивных, дискуссионных радиопередач России вносит свой непосредственный вклад в развитие русского литературного языка . Правильность произношения звуков и слов являются важными элементами журналистской профессии на радио и телевидение . Речь дикторов на радио и ведущих центральных телевизионных программ должна отличаться высокой культурой слова, быть образцом фонетической и орфоэпической грамотности. Средства массовой информации оказывают серьёзное влияние на формирование литературной нормы речи у населения. К сожалению, стоит констатировать тот факт, что с экранов телевизоров и радиоэфиров мы всё чаще слышим речевые ошибки, обусловленные фонетическими нарушениями речи. Речевые ошибки классифицируются в соответствии с уровнем знания языка: орфоэпические (акцентологические, стилистические, грамматические, лексические, логические) и фонетические нарушения речи . Фонетические речевые нарушения имеют клиническую классификацию (Б. М. Гриншпун, С. С. Ляпидевский, О. В. Правдина, Ф. A. Pay, М. Е. Хватцев и др.), в её основу входят: нарушение темпа речи, нарушение голоса, дислалия, дизартрия, ринолалия, афазия, алалия, заикание, нарушение чтения и письма (дислексия и алексия, дисграфия и аграфия) .

Мы придерживаемся позиции исследователей  говорящих о том, что коммуникативные качества речи очень важны для понимания слушателями. Значение слова коммуникация определяется как сообщение информации одним лицом другому лицу или группе лиц, общение. В общение принимают участие адресат (воспринимающий информацию), зритель центральных телевизионных каналов, слушатель радиоэфиров России и адресант (создающий информацию) телерадиоведущий. Какими коммуникативными качествами должна быть речь говорящего (телерадиоведущего), чтобы адресат (слушатель радио, зритель телевидения) правильно воспринимал (декодировал) её, был заинтересован в получении информации и адекватно воспринимал полученный информационный материал? Умение ясно и чётко выражать свои мысли называется точностью речи. Недостаточное знание русского языка, его особенностей является причиной неточной речи. Строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности, выступает основным критерием точности и правильности  речи. Правильность речи – основное, главное коммуникативное качество речи, благодаря которой обеспечивается единство речи телерадиоведущего.

Все это определило цель нашего исследования – выявить и классифицировать фонетические нарушения у дикторов радио и ведущих центральных телевизионных передач.

Объектом нашего исследования являются дикторы радио и ведущие телевизионных передач.

Предметом исследования рассматриваются фонетические нарушения речи телерадиоведущих и их особенности.

Данная цель определяет следующие задачи:

- определение орфоэпической грамотности в соотнесённости с фонетическими нарушениями речи.

- выявления форм дислалии и дизартрии у дикторов центральных телерадиоэфиров.

- выделить характерные особенности фонетических нарушений у дикторов радио и ведущих телевизионных программ.

Поставленные задачи определяют используемые методы в исследовании: описательный метод, метод наблюдения.

Гипотеза исследования предполагает, что речь телерадиоведущих оказывает влияние на орфоэпическую грамотность населения.

В исследование принимали участие 50 ведущих телевизионных передач десяти центральных каналов и 50 дикторов на радио, средств массовой информации России.

Изложение основного материала статьи. Дикторы радио и ведущие телевизионных программ относятся к профессиям с высочайшими требованиями к качеству голоса . Орфоэпическая грамотность у дикторов предполагает совокупность правил устной речи, определяющие правильное литературное произношение и ударения, правильное произношение слов в целом. Фонетическая норма (грамотность) у дикторов чётко регламентирует правильное использование артикуляционного аппарата для производства звуков родного языка, правильное произношение звуков.

Исследование центральных средств массовой информаций показало, что фонетические нарушения дикторов радио и ведущих центральных телевизионных программ России относится к нарушениям звукопроизношения, наиболее часто представленного в клинической форме дислалии. Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. У дикторов радио и ведущих центральных телевизионных программ России встречается функциональная дислалия, при которой регистрируется неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: [р] - [р’]; [л] - [л’] ; [с] - [з] ; [ш], [ж], [ч], [щ].  Нарушение данных звуков представлено  отсутствием или искажением звука [р] и [р’], выявлены недостатки в произношении звука [л] и [л’].  Кроме этого в 10% обнаружены дефекты в произношении группы шипящих звуков по типу искажения, что качественно ухудшает звукопроизносительную составляющую речи теле и радиоведущих.

Анализ центральных программ на телевидении и радио России с участием ведущих и дикторов с фонетическими нарушениями речи, показывает также наличие механической дислалии, которая вызвана органическими дефектами периферического речевого аппарата его мышечного и костного строения.  К подобным нарушениям приводят – укорочённая уздечка языка, большой или маленький язык, прогнатия или прогения, неправильное строение нёба, толстые губы и т. д. Не устранённые или не до конца устранённые в сензитивном периоде причины, приводящие к механической дислалии чаще характеризуют ребенка старшего дошкольного  возраста. Не проведенная своевременно коррекционно-логопедическая работа сопровождает речь взрослого человека.

В нашем исследовании у дикторов радио и ведущих центральных телевизионных программ России было выявлено наличие простой дислалии, т. к. у респондентов регистрировалось до четырёх дефектных звуков, представляющих одну артикуляционную группу свистящих или шипящих. Важно отметить, что из них 30% дикторов заменяли звук [с] на [ф] или смешивали свистящие звуки, тогда как 40% респондентов  искажали звуки [р, р’]; [с, с’]. Таким образом, у значительного количества дикторов радио и ведущих центральных телевизионных программ России было выявлено нарушение звукопроизношения по типу дислалии.

Дальнейшие исследования средств массовой информации России показало наличие дизартрического компонента у ведущих центральных телевизионных каналов и дикторов радио. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое сопровождается расстройствами речевого дыхания, артикуляции, фонации, интонационной окраски и темпо – ритмической организации речи, вследствие этих нарушений речь теряет внятность и членораздельность. Во взрослом возрасте возникновение дизартрии может быть связано с перенесёнными травмами головы (сотрясения мозга, контузиями, баротравма), инсультом, возможными опухолями головного мозга и т. д. У ведущих центральных телевизионных программ и дикторов радио России встречается дизартрия, которую неврологическая классификация различает с учётом поражения речедвигательного аппарата. Основываясь на логопедическую классификацию дизартрии, в нашем исследовании была выявлена одна степень (стёртая дизартрия) – лёгкое расстройство просодического и фонетического компонентов речи, негрубое нарушение иннервации артикулярных органов. Характер речевого дефекта при стертой дизартрии включает в себя нечёткую артикуляцию, сложность автоматизации, маловыразительную речь, искажение звуков нескольких фонетических групп, обычно шипящих [ш, ж, ч, щ], свистящих [с, з, ц] и сонорных [л, р]. Стёртая дизартрия у взрослых обуславливается микроочаговым поражением речедвигательного центра вследствие инсульта, микроинсульта, баротравмы, сотрясения головного мозга и т. д. или являет собой нарушения звукопроизносительной стороны речи с детства. В проведенном экспериментальном исследовании было выявлено, что 30% дикторов имели проявления стертой дизартрии сонорной группы [л], [р], а также  шипящих, свистящих [ш], [с].

Важно отметить, что фонетические нарушения речи влияют на орфоэпическую грамотность дикторов радио и ведущих центральных телевизионных программ России, которая выражается: в речевых ошибках, усечении окончания слов, искажении и замене звуков, слиянии или проглатывании некоторых звуков и слов, ставятся неверные ударения – все это приводит к искажению смысла высказывания. При неудачном сочетании слов возникает труднопроизносимое консонантное сочетание, изменяется смысл высказывания ведущего информационной программы.

Следует обратить внимание, что фонетические нарушения у дикторов радио составляют 5% (эксперты в узкой области науки, культуры и т. д. ведущие авторских программ на радио) от выборки в 50 человек, а фонетические нарушения ведущих центральных телевизионных программ составляет 10% от выборки в 50 человек. Разница в полученных результатх вероятно связана с тем, что на радио заявлены более высокие требования к дикторам, обусловленные спецификой радио (зритель не видит ведущего, а только слышит), фонетические нарушения речи ничем не компенсируются (мимикой, жестами, внешностью как у ведущих центральных телевизионных программ), тем самым фонетическое нарушение речи ещё больше искажает передаваемую информацию.

В результате проведённого исследования дикторов радио и ведущих центральных телевизионных программ России выдвинутая гипотеза о том, что речь телерадиоведущих оказывает влияние на орфоэпическую грамотность населения, подтвердилась.

Выводы. Итак, полноценная речь взрослого человека складывается в устранение всех недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий и сложный дефект речи. Важно помнить, что в дошкольный период речь у ребёнка развивается наиболее интенсивно и возможна гибкая коррекция. Перечисленные виды дислалии (ротацизм, ламбдацизм и сигматизм) которые установлены в исследовании у дикторов радио и ведущих центральных телевизионных передач России преодолеваются, корректируются качественнее и легче в старшем дошкольном возрасте. Выявленная стёртая дизартрия у взрослых ведущих телерадиоэфиров коррегируется с помощью систематической логопедической работы и даёт положительные результаты при терапии основного заболевания, выявленного логопедом и неврологом.

https://elibrary.ru/download/elibrary_35204316_17989480.pdf

http://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2018/06/59-2-2018.pdf

 

 



Просмотров: 271
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Содержание речи. Карты, мысли, сто программ...
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Основные классификации нарушения речи
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • Избавляемся от слов-паразитов в речи
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Влияние ведущих структур мозга на взаимоотношения в паре.
  • Моё выступление на радио
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Дебют на радио Комсомольская правда
  • Из чего сделано сарафанное радио
  • Сарафанное радио как источник опасных иллюзий
  • Сарафанное радио, как инновационная технология 21 века!
  • Как заработать в декрете в интернете. Выступление на радио
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Особенности письменной речи...
  • Хорошими терапевтами не делятся. О работе сарафанного радио
  • Интервью Галины Наговицыной для радио «Городская волна»
  • Мифы и реальность психологии (выступление по радио) часть1
  • Как готовиться и проходить интервью (ТВ, радио, он-лайн и печатные СМИ)
  • Мифы и реальность психологии (выступление по радио) часть 4
  • Мифы и реальность психологии (выступление по радио) часть 2
  • Мифы и реальность психологии (выступление по радио) часть 3
  • Для ведущих процесс-групп
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Как готовиться и проходить интервью (ТВ, радио, он-лайн и печатные СМИ) Часть 2
  • Интервью на радио КП часть3. Как распознать невроз и аэрофобия как симптом
  • Мечты «простых смертных» тоже сбываются, или как я попала на радио.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь