|
Сарафанное радио как источник опасных иллюзийАвтор статьи: Соколов Александр Валентинович
Когда я спрашиваю коллег-психологов откуда к ним приходят люди, то чаще всего слышу, что клиенты, в основном, приходят через «сарафанное радио». Звучит это с некоторой гордостью, которая вполне понятна. Ведь это означает, что вы — классный специалист и профессионал, которого люди рекомендуют друг другу. И ведь это прекрасно! Это же значит, что теперь можно всего себя посвятить работе с клиентами и не отвлекаться больше на всякую ерунду, типа продвижения и продаж. )) Но давайте, я расскажу одну историю. Пару лет назад, в бытность бизнес-тренером и консультантом, я вел переговоры о развитии системы продаж с владельцами небольшого мебельного цеха. Когда я спросил их откуда приходят клиенты, они ответили то же самое: «сарафанное радио». У них действительно не было экспозиций в магазинах, не было сайта и не было никаких других каналов продаж. Но клиенты шли, ребята думали о расширении цеха. Тогда я начал распрашивать их, как устроено это их «сарафанное радио» и как через него приходят люди. Владельцы цеха сказали, что не знают и им, в общем, это неинтересно. Но я продолжал. Я сказал: «Если вы не знаете, как устроен этот канал привлечения клиентов, то значит вы не можете его никак контролировать. А если он вдруг начнет иссякать, превратится в ручеек, а потом и вовсе иссякнет? Что будете делать?». Ребята заметно занервничали. Я предложил им выход в создании клиентской базы и построении системы работы с ней. Они заинтересовались. Мы подняли договоры и все прочие записи о клиентах. Там все было грустно. Контактов (телефонов и почтовых ящиков) было очень мало. Имена, фамилии, паспортные данные. В общем, информации для базы, как кот наплакал. Тем не менее, можно было начать сбор базы, чтобы все нынешние и вновь приходящие клиенты уже в ней оставались. Мы сторговались и договорились о следующей встрече через несколько дней, чтобы уже подписать договор. Но встречу они перенесли на неделю, потом еще на одну. А потом они сказали, что купили станок за 300 т.р. (мои услуги стоили бы им 30 т.р.), сейчас с деньгами туго и лучше вернуться к этому вопросу через полгода. Через полгода им тоже было не до того и больше я им не звонил... Мы случайно пересеклись с одним из ребят, в начале этой осени. Цех они вынуждены были закрыть, сейчас пытаются продать станки по нормальной цене и создают бизнес в другой сфере.
«Сарафанное радио» тешит самолюбие, но оно же создает опасную иллюзию. Иллюзию того, что ничего делать не надо. Иллюзию того, что люди сами вас найдут и сами к вам придут. И эта иллюзия может привести к печальным последствиям, как это случилось с ребятами из мебельного цеха.
Но все же этим каналом можно управлять. И для начала нужно ответить на эти основные вопросы: - Знаете ли вы, кто конкретно в этом канале работает? - Знаете ли вы, кто является вашими «агентами по продажам» через «сарафанное радио»? - Знаете ли вы, как долго эти «агенты» еще будут на вас работать? - Как увеличить срок работы «агентов»? - Выстроена ли у вас система мотивации «агентов сарафанного радио»?
Если для вас актуальны эти вопросы, присоединяйтесь к нашей группе: Развитие психологической практики
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|