|
Хорошими терапевтами не делятся. О работе сарафанного радиоАвтор статьи: Алексеев Кирилл Константинович
Когда речь заходит о развитии частной практики, одним из первых и важнейших источников новых пациентов называют сарафанное радио. Перед незамутненным взором начинающего терапевта возникает сладкая картинка: пациенты, которым он помог, при малейшей возможности рекомендуют его всем своим знакомым, те с радостью и надеждой приходят к нему, потом тоже начинают рекомендовать, и через три – пять лет (именно так гласит легенда) мир практически захвачен. Звучит такая идея вполне себе логично и потому убедительно. И скажу больше – она действительно работает. Но не совсем не так, как представляется в теории. Сюрприз: по-настоящему хороших терапевтов люди предпочитают не рекомендовать своим знакомым и знакомым знакомых. Хороших – это значит тех, с кем у них получилась настоящая глубокая терапия. Можно сказать и так: чем интенсивнее терапевтический процесс, чем он значимее для человека, чем ближе и глубже отношения с терапевтом, тем меньше желания давать телефончик этого специалиста кому бы то ни было. Причин тому много. Это и сиблинговая ревность, и нарциссическое желание в одиночку владеть всем самым лучшим, и нежелание впускать другого в это, ставшее очень интимным, пространство между собой и терапевтом. Конечно, бывает, что к одному специалисту ходит по очереди вся семья и все друзья. Но в этом случае дело, скорее, в бессознательных фантазиях о том, что всемогущий терапевт изменит должным образом родных и близких, чтобы с ними стало можно, наконец, жить. Сюда же можно отнести и отыгрывание эдипальных фантазий, когда намеренно создается некий треугольник с терапевтом в одной из вершин. Но это вряд ли стоит считать работой сарафанного радио, это именно отыгрывание. В большинстве случаев нас рекомендуют те пациенты, работа с которыми не была по-настоящему хорошей. Где не хватало значимости, вовлеченности, живых чувств и т.д. Где мы чем-то помогли, но не так чтобы уж очень; где сблизились, но явно недостаточно; где показали себя в общем толковыми, но не справившимися («мне, правда, не очень помог, но у меня сложный случай») и т.д. Вот таким терапевтом делиться не жалко. Это не так уж и удивительно. Ребенок охотно поделится игрушкой, которая ему не очень нравится. Но попробуйте заставить его отдать кому-нибудь любимого плюшевого мишку! Пусть даже этот мишка уже год валяется на чердаке. Точно так же человек присваивает терапевта на какое-то время. Делает его своим объектом. И только своим. Трансфер никто еще радикально не отменил. Кроме того, порекомендовать знакомому своего терапевта, это значит так или иначе втянуть терапевта в ваши дружеские или семейные отношения. А третий в отношениях часто бывает лишним. Кстати, еще активнее рекомендуют тех специалистов, к которым не обращались лично. Слышали что-то, видели, читали, но в кабинете вместе не сидели. Такого точно никак не жалко. Поэтому самый лучший способ раскрутить сарафанное радио – никого не лечить, но принимать активное участие во всех психологических тусовках. Если как следует примелькаться, к вам обязательно начнут отправлять пациентов. И коллеги, и люди, приближенные к психологической тусовке. Все логично: чтобы тебя узнало как можно большее количество человек, нужно не с одним пациентом сидеть год в кабинете, а постоянно быть на виду у толпы. Вывод довольно простой: если нужно очень быстро запустить сарафанное радио, имеет смысл работать так, чтобы большинство пациентов оставалось только на краткосрочную терапию. А еще лучше – на одну-две встречи. И потом – бегом на тусовку. Если же время терпит, то можно работать вдумчиво и серьезно. Хороших терапевтов все же рекомендуют. Но после того, как терапия завершена. Не сразу, через какое-то время. Когда мишка достаточно полежал на чердаке. И рекомендуют не абы кому, а только тем, кто сможет быть хорошим пациентом для хорошего терапевта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|