Дошкольные кризисы. Структура возрастного кризиса


ДОШКОЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ. СТРУКТУРА ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА.

Дошкольные кризисы Структура возрастного кризиса

От рождения до семи лет большинство детей переживают определённые критические моменты, которые называют кризисами. У каждого ребёнка они проходят по-разному. Поведение одного ребёнка становится труднопереносимым, а другого – почти не меняется. И всё же в любом случае, изменения прявляются. Чтобы их заметить, важно сравнивать ребёнка не с ровестником, а сним самим, таким каким он был раньше.Что такое кризис?
Кризис – это столкновение противоречий, как внешних так и внутренних. Это переворот, пора переходного состояния. Любой кризис отражает динамику развития личности.

Кризис имеет определённую структуру, которая состоит из этапов прохождения кризиса и «ловушек», осложняющих протекание кризиса.

Каждый кризис дошкольного периода делится на 3 этапа:

  1. 1-й этап: разрушительный (отказ от прежних ценностей и форм отношений).
  2. 2-й этап: подготовительный (когда прежние формы разрушены, а новые ещё не образовались)
  3. 3-й этап: созидательный: (создание новых форм взаимодействия).

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между потребностями и возможностями ребёнка, а с другой стороны ранее сложившимся отношениями со взрослыми.

4 «Ловушки кризиса»:

1я ловушка – откладывание кризиса – ребёнок не проживает внутренний конфликт, не срабатывают необходимые новообразования (ребёнок продолжает оставаться послушным, не умеет проявить самостоятельность, во всем стремиться опираться на родителей).

2я ловушка – уход от проживания кризиса – болезнь или регрессия в более ранний детский возраст, поведение. Ребёнок начинает жаловаться на животик, голова болит, после наказания.

3я ловушка – проекция на окружение – приписывается ответственность за свои трудности и проблемы другим. Ребёнок не хочет идти в садик, потому, что воспитатель не разрешает играть в свои игрушки.

4я ловушка – застревание в кризисе – когда ребёнок находится в кризисе очень долго и остро. Протестное поведение столь сильно, что не даёт возможности договориться, например в магазине.

В каждом периоде есть общие признаки проявления, по которым можно ориентироваться:
- непослушание, как проявление потребности в повышенном внимании;
- обострённая реакция на замечания;
- капризность;
- негативизм;
- протест;
- конфликтность;
- агрессивность;
- расширение границ своих прав.

Обратите внимание на то, что у всех перечисленных симптомах проявления «негативная окраска», заряженная эмоцией гнева, но в разных формах проявления, от слабого раздражения, заканчивая яростью.

Что важно делать родителю, как себя вести в совместном путешествии развития ребёнка и как ему помочь?

Основными приёмами, которыми важно овладеть – это ОТРАЖЕНИЕ и КОНТЕЙНИРОВАНИЕ ребёнка.

Одна из главных задач родителей — это помочь ребёнку справиться с его эмоциями. Научить обращаться с ними, забрать лишнее, принять, помочь переварить то, что он переварить может. Людмила Петрановская называет это «контейнированием» и «отражением». То есть мама должна стать некоей ёмкостью, которая сможет детские эмоции принимать, складывать, перерабатывать.

Всем родителям в ходе терапевтической работы с детьми, я рекомендую сделать настольной книгой «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Она на мой взгляд отражает основные аспекты проживания и прохождения кризисных этапов, периодов в жизни ребёнка. Особенно занимательным, для меня показался «Круг заботы», в ходе которого, ребёнок проверяет родителей на тему доверия. Именно он, отражает формирование и укрепление базового доверия к другому человеку и миру в целом.

Кризисы дошкольного возраста – это нормальный процесс перехода на более сложный этап развития личности.

Так же на своих консультациях, я приглашаю семью вместе с ребёнком, отреагировать, прожить различные эмоции, которые возможно заблокированы или по какой-то причине ребёнку сложно их выразить напрямую родителям, через форму игры. Это способствует снятию напряжения в системе родитель-ребёнок и терапевтично для самой супружеской пары, так как во время игры, меняется форма взаимодействия друг с другом.

Помните – любой кризис рано или поздно проходит, маленький человек растет и адаптируется к той реальности, которая его окружает. Человек, не переживший кризис, не будет развиваться дальше в том темпе, который заложен от природы.

Тут важно понимать – если ребенок «застрял» на каком-либо этапе –обращайтесь к специалисту. Не стоит ждать, что ребенок «перерастет» и это жуткое поведение как-нибудь само пройдет. Также полезно спросить себя – заметили ли вы это самое проявление кризиса? Если нет – то почему? В случае гиперопеки или гипоопеки проявления кризиса будут смазаны. И они проявятся позже.



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Полгода до кризиса. Что можно успеть сделать в преддверии нового финансового кризиса
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Кризис трёх лет. Как правильно реагировать на поведение ребёнка
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Нежный возраст: как помочь подростку уцелеть в шторме возрастного кризиса
  • Что делать женщине во время возрастного кризиса?
  • 5 этапов и 4 кризиса в отношениях. Как оставаться вместе на долго?
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Кризис второго года: почему это сложно, но важно пережить
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти? (Часть II)
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)
  • Кризис 30и 40 лет, что это такое?
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Нет никакого кризиса, все это выдумки
  • Кризис среднего возраста. Что делать или как помочь.
  • Кризис 3-х лет. Как прожить это время?
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • 6 признаков кризиса среднего возраста. Пути выхода из кризиса.
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Формы проявления и анализ причин кризиса 30-летия у мужчин
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что знает Ди Каприо о кризисе 30 лет?) Лайфхаки по выходу из кризиса (статья с видео)
  • Что такое кризис в отношениях и нормально ли это?
  • Как пережить кризис рождения ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь