|
Экологические проблемы как следствие глобального кризиса личности.Автор статьи: Савчук Сергей Александрович
Если задать любому встречному человеку такие вопросы как: «Кто ты?» или «Что такое человек?», «Что означает понятие человечность?» и, в конечном итоге, «Какая суть твоего существования?», «Кто мы в этом мире?» то лишь считаные единицы из нас смогут дать на них четкий ответ. Прежде чем коснуться рассмотрения темы, давайте определимся в том, что же всё таки включает в себя понятие человек, личность и ее кризис, а так же, что такое экологическая проблема.
Весь наш мир – это единый механизм, функционирующий по определенным законам. Каждая часть этого механизма выполняет ту или иную функцию и обеспечивает его работоспособность. Но человеку отведено особое место в мире. Человек в свою очередь хоть и является частью этого мира, но и представляет собой так же мир, своего рода механизм. И в зависимости от того, как у него функционируют те или другие системы он чувствует себя либо хорошо, либо плохо. Все мы взаимосвязаны друг с другом. Индикатором поведения человека в нашем мире могут быть именно экологические проблемы. Они показывают современный уровень самосознания общества и человека. В этом смысле экологические проблемы есть результат кризиса бытия самого человека. Поэтому глобальные проблемы отражают кризис современного человека как такового. Со временем человек утратил ощущение себя как единого целого. Сегодня ситуация осложняется тем, что от современного человека требуют более глубоких специализированных знаний, более глубокую информатизацию. Человека начинают формировать не действительность, не общение с природой, а средства массовой информации и массовая культура. Человек теряет способность логически мыслить и соединять факты, а, следовательно, становится все более легко управляемым и манипулируемым. Кризис нашего общества связан с проблемами экологии, энергетики, культуры, общения человека с человеком и т. д. Данный кризис говорит нам о том, что сегодняшняя форма мышления и взаимодействия человека с окружающим его миром не совершенна и требует кардинальной реформации. В данном контексте уместно высказывание К. Юнга «мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости». В обществе следствием такого мышления явилось повышение бездуховности, эмоционального опустошения человека, которое смофмулировалось в понятиях больше «иметь», нежели «быть». Хотя для личностного и духовного роста должно быть всё в точности наоборот. Однако, данный тезис, скорее всего, не выгоден людям имеющим власть. Бизнесмены, всегда стремившиеся к расширению своей власти, как мы видим, смогли навязать такую установку другим. Тем самым страны, в которых культурные нормы и традиции не успели сформироваться, не имели выбора и поддались на влияние западной культуры и встали на путь индивидуализма. Кризис культуры проявлялся в самых разных формах, но самым ярким признаком является бездуховность, она выражается в безразличии к гибели миллионов людей от причин, которые можно было бы предупредить, безразличии к ближнему и т. д. Бездуховность – это отсутствие у индивида высоких духовных принципов, высоких стремлений, идеалов, возвышенных чувств. Поэтому бездуховность может сочетаться с легкомыслием, корыстолюбием и бездушием, которые провоцируют у человека падение моральных норм личности и безразличие к своим действиям и всему, что его окружает. Как следствие, такая эго-причина лежит в основе глобализации кризиса и экологического кризиса в том числе. Отличительной чертой современности как раз и является то, что кризис становится глобальным, он захватывает абсолютно все сферы человеческого взаимодействия с окружающим его миром и самого человека. Он затронул такие сферы, как окружающая среда, климат, запасы вода и энергии, земли др. Но самое важное, что кризис переживают так же все формы человеческого бытия, цели, формы достижения целей и т.д. Все наши естественные науки были ориентированы на познание природы, человека, общества самих по себе, однако они упустили из виду, что ресурсы не бесконечны. А следовательно, весь наш социум переживает кризисную ситуацию. Уже стало очевидным, что индивидуализм, индустриализм, кастовость и демократия не справляются с сложившейся ситуацией. Мы оказались в зависимости от индивидуализма, который стремится удовлетворить любые желания, не нарушающие формально законы, но какой ценой? Наш мир заставляет обратить внимание на проблемах выживания, сохранения природных ресурсов и по-новому рассмотреть вопросы, касающиеся цивилизации и сохранения ее целостности. Суть этих вопросов кроется не во внешних факторах, а во внутренних: непосредственно в самом человеке, его картине мироздания, совокупности ценностных установок и программ, предопределяющих его поступки и способы самореализации. Человечество может встать на путь истины, только если пересмотрит свои мировоззренческие установки, если сможет пересмотреть свои представления о свободе, демократии, смысле бытия, промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран, и т.д. Перестанут сдерживать научно технический прогресс в области здравоохранения, поддержания гармонии в мире и т.п. При многочисленных исследований по экологической ситуации в мире ученые пришли к выводу о том, что если человечество хочет избежать эко-катастрофы, оно должно выработать новую парадигму прогресса, основанную на самоограничении, изменении типов производства в сторону уменьшения его роста. Они все единогласно склоняются к тому, что дальнейший линейный рост производства приведет к окончательному опустошению Земли и глобальной катастрофе. Разрешение кризиса должно привести к единственному правильному исходу: каждому человеку предстоит привести свои потребности к реальной необходимости, чтобы существовать ради других, и в этом своем правильном отношении к себе и другим, ощущать свое вечное и совершенное существование в соответствии с общим законом развития, в слиянии с Природой, или Творцом. Всё должно начаться с понимания природы зла. М. Лайтман в своей книге «Кризис – для нашего блага» писал, что глобализация это раскрытие нового уровня связи между людьми. Но почему же мы видим негативное влияние данного кризиса? Возможно, потому что мы используем глобальную интегральную систему не правильно, наоборот, чтобы «подставлять» друг друга, вместо того чтобы учиться работать и жить друг с другом в гармонии. Ведь мы взаимосвязаны друг с другом, как единый механизм вселенной. «Наша природа обладает свойством – это свойство «отдачи». Этот закон выражает нам цель творения. Природа управляет реальностью и ведет творение к совершенству, в котором сама пребывает изначально», как говорил М. Лайтман. Наш мир можно разделить на четыре уровня: неживой, растительный, животный и говорящий. Из всего этого спектра лишь человек обладает эгоизмом, и абсолютной способностью творить либо разрушать. Врожденная эгоистическая природа позволяет человеку самому делать вывод о том, как ему поступать и это реализует свободу его выбора. Тем самым человеку дан уникальный дар изменять самого себя, и быть созидателем своего мира, подобно Творцу. Вся вселенная зависит от развития человека, и каждому из нас предстоит обрести свойство «отдачи» и сравняться с единым законом реальности. Желание наслаждений развивалось в человечестве на протяжении всей его истории. Однако, в итоге всех этих этапов развития человек так и не насытился им, и сегодня в нем пробуждается новое желание – насладиться чем-то незримым и неизведанным, тем, что расположено выше наблюдаемой реальности. Мы не знаем, из какого источника может прийти это наслаждение, и, как следствие, стремление к нему вызывает в нас чувство опустошенности, подавленности и отчаяния то, что экзистенциалы называют вакуумом. Некоторые пытаются справиться с этим состоянием при помощи алкоголя и наркотиков, другие ищут выход в насилии надо социумом или в крайних случаях над своей семьей. Ненасытная или неосознаваемая эгоистическая природа человека, скорее всего, одна из мощнейших деструктивных черт нашего вида, которая является источником многих страданий. К сожалению, многие политики и ученые замалчивают общемировой кризис, из-за страха либо собственного эгоизма. Однако подобное игнорирование приводит лишь к обострению ситуации: кризис разрастается до гигантских масштабов и охватывает все сферы нашей жизни. Многие из нас уже ощутили угрозу тотального уничтожения человечества вследствие серии экологических катастроф или ядерной войны, к сожалению это уже не паранойя, а факт. Сегодня нам уже ясно, что нынешняя проблема коренится в увеличивающемся дисбалансе между свойствами человека и Природы. В сложившейся ситуации общество может пойти по двум путям: 1) сплочение всех людей, народов, государств независимо от социальной системы, уровня образования, вероисповедания ради сохранения жизни на Земле; 2) борьба за природные ресурсы, использование материальных и финансовых возможностей; в попытке обеспечить для своей страны экологически чистые пространство, продукты, энергию и т. д. От человеческого общества зависит, станет ли Земля ареной экологических битв или люди покажут, что они действительно разумны и способны объединиться во имя жизни на Земле. Существует множество организаций борющихся за сохранение нашей планеты. Одними из них стали ученые «Римского клуба» они пределили глобальный кризис, как совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. Они говорили о глобальной катастрофе еще в начале 70-х. Ученые Римского клуба недавно определили приоритетные цели человечества. Среди них выделяют:
Важно понимать, что борьба за выживание человечества связана с неким новым мироощущением, с осознанием того, что будущее может и не настать, наше время может кончиться, XXI век может стать концом человеческой истории. Мы должны увидеть и признать для себя подлинные причины современного кризиса. Это станет возможным только в том случае, если каждый из нас сменит эгоистическую природу человека на альтруистическую. Мы должны меняться сами и тогда измениться наш мир. К сожалению, человечество не может ответить на вызов глобальных кризисов и вообще экологических опастностей. Возможно, это связано с тем, что большинству из нас не до экологии, ибо мы с вами в первую очередь нацелены на решение конкретных вопросов, связанных с непосредственным выживанием, и удовлетворением растущих потребностей. Хотелось бы закончить фразой Махатма Ганди, который в свое время сказал: «Хочешь изменить мир, начни с себя». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|