|
Нежный возраст: как помочь подростку уцелеть в шторме возрастного кризисаАвтор статьи: Кузьминых Антон Геннадьевич
Подростки знают, как жить правильно. А у родителей болит голова о том, почему они этого не делают. Многих тревожит вопрос: как поддержать протестующего ребенка в шторме возрастного кризиса? Как помочь ему, еще вчера такому понятному, а сегодня - чужому, непостижимому, вздорному, обозленному и одинокому - удержаться на плаву? 10 «а» жил своей обычной жизнью. Старшеклассники разбились на группки по интересам. Мальчишки у первой парты обсуждали какую-то компьютерную игру. Девчонки судачили о косметике. Двое парней посредине класса вяло переругивались. «Дурак, мне больно!» - вскрикнула девочка на задних рядах. Одноклассник заломил ей руку у за спину и придавил к парте. Я им пока чужой. Пришел в качестве психолога по приглашению классного руководителя, которая когда-то была моей учительницей - одной из самых-самых. Я просто не мог не откликнуться. Она просила посмотреть «мальчика со странностями» - подростка, похожего на одинокого волчонка, ершистого и необщительного. Для меня, работающего тогда в стационаре психиатрической больницы, мальчик не показался странным. Вариант нормы. Ребята обратили на меня внимание, мы пообщались. Возникла идея провести игру - на сплочение. В этой игре каждый должен был отстаивать свои права на победу. Все были изначально в одинаковых условиях. Однако распорядились ими по-разному. Кто-то просто сидел и ждал. Кто-то ходил от группы к группе и убеждал одноклассников подарить шанс именно ему. Тот, кто активно отстаивал себя, выиграл. Тот, кто был менее активен, соответственно, проиграл. После игры мы обсудили, почему и в жизни так: одни – как будто везунчики – чаще выигрывают, а другие, напротив, среди тех, кто в проигрыше. Ребята настаивали на том, что это несправедливо. Проигравшим было обидно. Победители смущались факта своей победы. Им было важно быть вместе с другими. Всего за один час школьной жизни ребята несколько изменили восприятие отношений в классе. Будто они разделились на тех, кому ценен результат, и тех, кто выбирает отношения. Тех, кто активно пробивают свои интересы, и тех, кому привычно созерцать происходящее со стороны. Но появилось и то, что объединило класс больше прежнего, - несогласие с результатами и негодование в адрес ведущего, в мой адрес. Один из психологических приемов, направленный на сплочение коллектива, - объединение группы против внешнего врага. Психолог, который проводит игру с неудобным результатом, очень подходит на эту роль. Наше общение имело, как мне кажется, интересный итог. Старшеклассники стали больше анализировать свои отношения. Идея о том, что жизнь человека – в значительной мере, результат его действий, легла на благодатную почву. После урока ко мне подошли несколько школьников. Их интересовало мое мнение о том, что и как они делают со своей жизнью. Девочка «с заломанной рукой» спросила, как будут строиться ее отношения в семье - с супругом. Я предположил, что, скорее всего, она будет страдать. «Почему?» - воскликнула школьница с удивлением. «Если ты сейчас позволяешь однокашнику мучить себя, что же ты позволишь своему мужу?» – спросил ее я. По своему опыту я знаю, что такие девочки «с заломанной рукой» часто превращаются в женщин со сломанной судьбой. Стоявший рядом мальчик заступился: мол, это была просто игра. «Часто ты причиняешь боль, играя?» - поинтересовался я. Только один смотрел на эти диалоги со стороны. Подросток с вызовом сообщил, что и так все про себя знает. Я промолчал. Вряд ли ему нужны были мои слова на этот счет. Или чьи-то еще. В конце концов, одиночество – тоже выбор, который каждый из нас делает самостоятельно. Напоследок я дал понять ребятам, что ситуация, в которой человек из раза в раз совершает одни и те же действия и ждет других результатов – безумие. Чтобы поменять направление своей жизни, нужно поступать иначе, чем раньше. Для этого следует понимать, что ты делаешь. Люди вокруг – лучшее зеркало, которое может показать человеку его самого. С июня я начинаю вести группу для подростков, чтобы помочь им в решении задач взросления. Для кого-то эта группа будет – про отношения с людьми, для кого-то - с собой, для кого-то - про меру собственной активности и ответственности за свою жизнь. Работать будем по программе «Решение задач взросления», разработанной в Самарском Государственном Университете, на факультете психологии, и описанной в книге «Профилактика наркотизма». Эту программу создали в качестве палочки-выручалочки – для профилактики негативных зависимостей. Как показывает практика, лучшая профилактика – это наполнение жизни подростка здоровыми интересами и устремлениями. За счет того, что школьники задают вопросы и находят ответы в развивающей среде и поддерживающей обстановке. Часто мои тексты читают родители подростков. Уважаемые, место проведения группы – Калининград. Время проведения – летние каникулы. Двенадцать встреч, по три раза в неделю. Длительность программы – месяц. Мамы и папы, звоните, пишите, спрашивайте. От вас зависит, чем будут наполнять свою жизнь ваши дети! И – удастся ли им удержаться на плаву в шторме возрастного кризиса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|