Нежный возраст: как помочь подростку уцелеть в шторме возрастного кризиса

Нежный возраст как помочь подростку уцелеть в шторме возрастного кризиса

Подростки знают, как жить правильно. А у родителей болит голова о том, почему они этого не делают. Многих тревожит вопрос: как поддержать протестующего ребенка в шторме возрастного кризиса? Как помочь ему, еще вчера такому понятному, а сегодня - чужому, непостижимому, вздорному, обозленному и одинокому - удержаться на плаву?

10 «а» жил своей обычной жизнью. Старшеклассники разбились на группки по интересам. Мальчишки у первой парты обсуждали какую-то компьютерную игру. Девчонки судачили о косметике. Двое парней посредине класса вяло переругивались. «Дурак, мне больно!» - вскрикнула девочка на задних рядах. Одноклассник заломил ей руку у за спину и придавил к парте.

Я им пока чужой. Пришел в качестве психолога по приглашению классного руководителя, которая когда-то была моей учительницей - одной из самых-самых. Я просто не мог не откликнуться.  Она просила посмотреть «мальчика со странностями» - подростка, похожего на одинокого волчонка, ершистого и необщительного. Для меня, работающего тогда в стационаре психиатрической больницы, мальчик не показался странным. Вариант нормы.

Ребята обратили на меня внимание, мы пообщались. Возникла идея провести игру - на сплочение.

В этой игре каждый должен был отстаивать свои права на победу. Все были изначально в одинаковых условиях. Однако распорядились ими по-разному. Кто-то просто сидел и ждал. Кто-то ходил от группы к группе и убеждал одноклассников подарить шанс именно ему.

Тот, кто активно отстаивал себя, выиграл. Тот, кто был менее активен, соответственно, проиграл.

После игры мы обсудили, почему и в жизни так: одни – как будто везунчики – чаще выигрывают, а другие, напротив, среди тех, кто в проигрыше. Ребята настаивали на том, что это несправедливо. Проигравшим было обидно. Победители смущались факта своей победы. Им было важно быть вместе с другими.

Всего за один час школьной жизни ребята несколько изменили восприятие отношений в классе. Будто они разделились на тех, кому ценен результат, и тех, кто выбирает отношения. Тех, кто активно пробивают свои интересы, и тех, кому привычно созерцать происходящее со стороны. Но появилось и то, что объединило класс больше прежнего, - несогласие с результатами и негодование в адрес ведущего, в мой адрес.

Один из психологических приемов, направленный на сплочение коллектива, - объединение группы против внешнего врага. Психолог, который проводит игру с неудобным результатом, очень подходит на эту роль.

Наше общение имело, как мне кажется, интересный итог. Старшеклассники стали больше анализировать свои отношения. Идея о том, что жизнь человека – в значительной мере, результат его действий, легла на благодатную почву.

После урока ко мне подошли несколько школьников. Их интересовало мое мнение о том, что и как они делают со своей жизнью.

Девочка «с заломанной рукой» спросила, как будут строиться ее отношения в семье - с супругом. Я предположил, что, скорее всего, она будет страдать. «Почему?» - воскликнула школьница с удивлением. «Если ты сейчас позволяешь однокашнику мучить себя, что же ты позволишь своему мужу?» – спросил ее я. По своему опыту я знаю, что такие девочки «с заломанной рукой» часто превращаются в женщин со сломанной судьбой. Стоявший рядом мальчик заступился: мол, это была просто игра. «Часто ты причиняешь боль, играя?» - поинтересовался я.

Только один смотрел на эти диалоги со стороны. Подросток с вызовом сообщил, что и так все про себя знает. Я промолчал. Вряд ли ему нужны были мои слова на этот счет. Или чьи-то еще. В конце концов, одиночество – тоже выбор, который каждый из нас делает самостоятельно.

Напоследок я дал понять ребятам, что ситуация, в которой человек из раза в раз совершает одни и те же действия и ждет других результатов – безумие. Чтобы поменять направление своей жизни, нужно поступать иначе, чем раньше. Для этого следует понимать, что ты делаешь. Люди вокруг – лучшее зеркало, которое может показать человеку его самого.



С июня я начинаю вести группу для подростков, чтобы помочь им в решении задач взросления. Для кого-то эта группа будет – про отношения с людьми, для кого-то - с собой, для кого-то - про меру собственной активности и ответственности за свою жизнь.

Работать будем по программе «Решение задач взросления», разработанной в Самарском Государственном Университете, на факультете психологии, и описанной в книге «Профилактика наркотизма».

Эту программу создали в качестве палочки-выручалочки – для профилактики негативных зависимостей. Как показывает практика, лучшая профилактика – это наполнение жизни подростка здоровыми интересами и устремлениями. За счет того, что школьники задают вопросы и находят ответы в развивающей среде и поддерживающей обстановке.

Часто мои тексты читают родители подростков. Уважаемые, место проведения группы – Калининград. Время проведения – летние каникулы. Двенадцать встреч, по три раза в неделю. Длительность программы – месяц.

Мамы и папы, звоните, пишите, спрашивайте. От вас зависит, чем будут наполнять свою жизнь ваши дети! И – удастся ли им удержаться на плаву в шторме возрастного кризиса.





Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Ложные ожидания | Что не делает психолог (для тех, кто первый раз)
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как выйти из кризиса? Советы специалиста для тех, кто хочет открыть дверь в новую жизнь
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Умереть, чтобы жить. Для всех кто болен раком и для тех, кто работает с такими людьми.
  • Как привлечь мужчину в свою жизнь. Для тех, кто в поиске серьезных отношений.
  • Эта статья для тех, кто уже понимает на своём собственном опыте, что человеку сложно измениться
  • 7 советов для тех, кто родился не в том гнезде, или Как «совам» не превратиться в зомби?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 4. Что ещё следует учитывать?
  • Цветок как символ. Для тех кто хочет лучше понимать себя.
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Для тех, кто НЕ В ТЕМЕ. Про гештальт-терапию. Просто.
  • Как избавиться от проблем. Для тех, кто любит себя
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Для тех, кто переходит из рук в руки, или почему в 40 лет жизнь только начинается
  • Памятка для тех, кто мучается вопросом «Почему другой поступил так, а не иначе?»
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Для тех, кто все еще сильно обижается и злится на родителей
  • Деньги это любят. Три совета на каждый день для тех, кто хочет стать богатым
  • Почему мне нравится Групповой Анализ (очень коротко для тех, кто впервые сталкивается с этим методом)
  • Упражнение для тех, кто часто волнуется
  • Чем, где и как черпать силы или 7 советов для тех, кто в цейтноте
  • Статья для тех, кто не хвалил себя уже больше недели
  • Как правильно составить анкету на сайте знакомств? Для тех, кто в поиске серьезных отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь