Нежный возраст: как помочь подростку уцелеть в шторме возрастного кризиса

Нежный возраст как помочь подростку уцелеть в шторме возрастного кризиса

Подростки знают, как жить правильно. А у родителей болит голова о том, почему они этого не делают. Многих тревожит вопрос: как поддержать протестующего ребенка в шторме возрастного кризиса? Как помочь ему, еще вчера такому понятному, а сегодня - чужому, непостижимому, вздорному, обозленному и одинокому - удержаться на плаву?

10 «а» жил своей обычной жизнью. Старшеклассники разбились на группки по интересам. Мальчишки у первой парты обсуждали какую-то компьютерную игру. Девчонки судачили о косметике. Двое парней посредине класса вяло переругивались. «Дурак, мне больно!» - вскрикнула девочка на задних рядах. Одноклассник заломил ей руку у за спину и придавил к парте.

Я им пока чужой. Пришел в качестве психолога по приглашению классного руководителя, которая когда-то была моей учительницей - одной из самых-самых. Я просто не мог не откликнуться.  Она просила посмотреть «мальчика со странностями» - подростка, похожего на одинокого волчонка, ершистого и необщительного. Для меня, работающего тогда в стационаре психиатрической больницы, мальчик не показался странным. Вариант нормы.

Ребята обратили на меня внимание, мы пообщались. Возникла идея провести игру - на сплочение.

В этой игре каждый должен был отстаивать свои права на победу. Все были изначально в одинаковых условиях. Однако распорядились ими по-разному. Кто-то просто сидел и ждал. Кто-то ходил от группы к группе и убеждал одноклассников подарить шанс именно ему.

Тот, кто активно отстаивал себя, выиграл. Тот, кто был менее активен, соответственно, проиграл.

После игры мы обсудили, почему и в жизни так: одни – как будто везунчики – чаще выигрывают, а другие, напротив, среди тех, кто в проигрыше. Ребята настаивали на том, что это несправедливо. Проигравшим было обидно. Победители смущались факта своей победы. Им было важно быть вместе с другими.

Всего за один час школьной жизни ребята несколько изменили восприятие отношений в классе. Будто они разделились на тех, кому ценен результат, и тех, кто выбирает отношения. Тех, кто активно пробивают свои интересы, и тех, кому привычно созерцать происходящее со стороны. Но появилось и то, что объединило класс больше прежнего, - несогласие с результатами и негодование в адрес ведущего, в мой адрес.

Один из психологических приемов, направленный на сплочение коллектива, - объединение группы против внешнего врага. Психолог, который проводит игру с неудобным результатом, очень подходит на эту роль.

Наше общение имело, как мне кажется, интересный итог. Старшеклассники стали больше анализировать свои отношения. Идея о том, что жизнь человека – в значительной мере, результат его действий, легла на благодатную почву.

После урока ко мне подошли несколько школьников. Их интересовало мое мнение о том, что и как они делают со своей жизнью.

Девочка «с заломанной рукой» спросила, как будут строиться ее отношения в семье - с супругом. Я предположил, что, скорее всего, она будет страдать. «Почему?» - воскликнула школьница с удивлением. «Если ты сейчас позволяешь однокашнику мучить себя, что же ты позволишь своему мужу?» – спросил ее я. По своему опыту я знаю, что такие девочки «с заломанной рукой» часто превращаются в женщин со сломанной судьбой. Стоявший рядом мальчик заступился: мол, это была просто игра. «Часто ты причиняешь боль, играя?» - поинтересовался я.

Только один смотрел на эти диалоги со стороны. Подросток с вызовом сообщил, что и так все про себя знает. Я промолчал. Вряд ли ему нужны были мои слова на этот счет. Или чьи-то еще. В конце концов, одиночество – тоже выбор, который каждый из нас делает самостоятельно.

Напоследок я дал понять ребятам, что ситуация, в которой человек из раза в раз совершает одни и те же действия и ждет других результатов – безумие. Чтобы поменять направление своей жизни, нужно поступать иначе, чем раньше. Для этого следует понимать, что ты делаешь. Люди вокруг – лучшее зеркало, которое может показать человеку его самого.



С июня я начинаю вести группу для подростков, чтобы помочь им в решении задач взросления. Для кого-то эта группа будет – про отношения с людьми, для кого-то - с собой, для кого-то - про меру собственной активности и ответственности за свою жизнь.

Работать будем по программе «Решение задач взросления», разработанной в Самарском Государственном Университете, на факультете психологии, и описанной в книге «Профилактика наркотизма».

Эту программу создали в качестве палочки-выручалочки – для профилактики негативных зависимостей. Как показывает практика, лучшая профилактика – это наполнение жизни подростка здоровыми интересами и устремлениями. За счет того, что школьники задают вопросы и находят ответы в развивающей среде и поддерживающей обстановке.

Часто мои тексты читают родители подростков. Уважаемые, место проведения группы – Калининград. Время проведения – летние каникулы. Двенадцать встреч, по три раза в неделю. Длительность программы – месяц.

Мамы и папы, звоните, пишите, спрашивайте. От вас зависит, чем будут наполнять свою жизнь ваши дети! И – удастся ли им удержаться на плаву в шторме возрастного кризиса.





Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всего один вопрос, который поможет укрепить ваши отношения с любимым человеком
  • Всего один вопрос, чтобы улучшить ваши отношения с мужчиной
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • ОБИДА, как один из способов убежать от себя и от своей жизни. И при чем тут психотерапия?!
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Зачем Вам бороться, а не просто жить своей собственной жизнью?
  • Будто живу не в то время и будто не своей жизнью
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Почему у кого-то лучше складывается жизнь? Почему другие люди умнее меня?
  • Когда живешь будто за ширмой своей жизни
  • Что делать женщине во время возрастного кризиса?
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Когда увлечен чужой жизнью больше, чем своей
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Как перестать сравнивать себя с другими и начать жить своей жизнью
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Отношения после 25 лет совместной жизни. Одиночество и пустота или снова медовый месяц?!
  • Однажды ты останешься один. Или о чем я предупреждаю клиентов, решившихся на изменение своей жизни
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Дошкольные кризисы. Структура возрастного кризиса
  • А вам не стыдно пропускать мимо себя большие деньги, когда другие ребята зарабатывают их так легко?
  • Как перестать тащить на себе чужой груз и начать жить своей собственной жизнью?
  • Каждый выбирает свою коробочку. Или почему мы бежим от себя.
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Почему многие люди держатся за «плохое» в своей жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь