Методы диагностики по логике

Автор статьи: Илья Архипов

Мы уже обсуждали, что личность человека можно рассматривать как психическую систему. Система состоит из частей и стремится к внутреннему и внешнему равновесию сил. Под воздействием внешних или внутренних факторов, в системе могут появиться противоречия, выводящие ее из равновесия. Противоречия – это не согласованные между собой части системы психики. На ментальном уровне противоречия проявляются как нарушения последовательности мышления или сумбур при выборе, или как противоборство желания и долга. Устранения противоречия в системе достигается через выявление противоречивых суждений (и специфических проявлений этих противоречий в различных аспектах психики), с последующим изменением их на логически непротиворечивые, и получением нового ресурсного умозаключения.

Простым языком, если у психически здорового человека имеется проблема, ее можно прояснить на уровне понимания через логический анализ, так же можно устранить некоторые причины этой проблемы, связанные с искажениями в картине мира.

Методы диагностики по логике

В логике выделяется 4 метода установления причинности: единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений, и метод остатков.

Подробнее о причинности будет написано ниже, а пока попробуйте провести себе простую диагностику, не требующую длительного тестирования. Для этого вам понадобится вспомнить одну или несколько проблемных ситуаций, в которых вы себя плохо чувствовали, о которых переживали в последствии. Дальше, работайте, по методике, приведенной ниже, записывая все в таблицу.

 Диагностическая таблица

Ситуация и поведение

                                            

Эмоциональные и телесные чувства/ощущения

 

Образы/представления/фантазии

 

Мысли/Суждения

 

Воспоминания

 

Логические противоречия, вид

 

 Алгоритм диагностики проблемной ситуации:

  • Опишите ситуацию на уровне поведения, что происходило, кто участники;
  • Вспоминая эту ситуацию, опишите возникающие эмоции, телесные реакции;
  • Постарайтесь описать вашу картину мира, пребывая в этих эмоциях и ощущениях:

– какие образы/представления/фантазии возникают;

– какие мысли/суждения приходят на ум (о себе, других, мире);

– какие воспоминания посещают;

  • Попробуйте самостоятельно сделать некоторые выводы, анализируя данные (например, «Мое поведение, мои эмоции, оказывается, зависят от того, как я думаю или представляю, как воспринимаю мир»);
  • Выявите логические противоречия (см. далее «Виды противоречий»).

Правильно проведя эту работу, вы получите срез аспектов картины мира, относящихся к проблемной зоне. А именно, установите взаимосвязи между реакцией (эмоции, поведение) и внутренней причиной такой реакции (мышление, представления, воспоминания). Это означает, что чтобы устранить следствие (в виде негативных реакций), нужно убрать причину (в виде противоречий мышления, нелогичных представлений и иррационального отношения к воспоминаниям).

В принципе, этого уже достаточно для работы над собой, но можно провести более детальный анализ причинно-следственных связей, опираясь на методы установления причинности в логике.

 Метод единственного сходства

При условиях АВС возникает явление х.

При условиях АDE возникает явление х.

При условиях АFG возникает явление х.

Вероятно, условие А – это причина явления х.

 Явление «x» в нашей таблице это – поведение и эмоции.

Условия – это выявленные противоречия и элементы картины мира, связанные с явлением «x».

Например, если «x» – состояние гнева, агрессивное поведение. АВСDEFG – мысли «все они недостойны, я лучше, они недомерки, меня хотят унизить», представления «отбивание головы другим людям, чтобы не быть униженным», воспоминания «меня мутузили в детстве, я им все отомщу».

И вот мы заметили, что некое «A» повторяется наиболее часто в подобных ситуациях, а именно гневу предшествует мысль или представление «меня хотят унизить».

Следовательно, вероятно это состояние униженности (включающее в себя мысли, представление, воспоминания), пережитое в детстве и находящееся в картине мира до сих пор – является причиной реакции гнева.

Возможное противоречие: «Я хочу быть уважаемым, но не могу, так как мне кажется, что меня хотят унизить».

 Метод единственного различия

При условиях АВСD возникает явление х.

При условиях ВСD не возникает явление х.

Вероятно, условие А – это причина явления х.

 Например, когда мне кажется, что меня унижают – я гневаюсь. Когда мне такого не кажется – не гневаюсь. Где «A» это мысли об унижении, «х» – эмоция гнева и агрессивное поведение.

Метод сопутствующих изменений

При условиях А1ВСD возникает явление х1.

При условиях А2ВСD возникает явление х2.

При условиях А3ВСD возникает явление х3.

Вероятно, условие А – это причина явления х.

 Изменение одного из условий (при неизменности прочих условий) сопровождается изменением происходящего явления, в силу чего можно утверждать, что данное условие и указанное явление объединены причинно-следственной связью.

Например, при А1ВСD (А1 – мышление об униженности) – возникает гнев «х1». При А2ВСD (А2 – думает позитивно) – возникает иная эмоция, например, раздражение «х2». При А3ВСD (А3 – прощение всех обидчиков и мышление о других как о равных и достойных) возникает «х3» – состояние доброжелательности к людям.

Вероятно, именно мышление (A) определяет эмоциональную реакцию и поведение (x).

 Метод остатков

При условиях АВС возникает явление хуz.

Известно, что часть у явления хуz вызывается условием В.

Известно, что часть z явления xyz вызывается условием С.

Вероятно, условие А – это причина явления х.

 Например, есть семейный бюджет (хуz), равный 100 тыс. рублей в месяц. При этом, известно, что участник В – мать в декрете получает 10 тыс. (у), участник С – двухлетний ребенок доходов не имеет (z). Вероятно, А – отец, зарабатывает 90 тыс. рублей (х).

 Диагностика через сновидения

Картина мира имеет свое отражение и в сновидениях. Те же негармоничные зоны, относящиеся к причинам проблем, выявленные по таблице диагностике, могут проявляться в виде символов и образов сновидений.

Можно провести логическую диагностику сна, чтобы понять какое противоречие привело к тому, что вам приснился именно такой сюжет сновидения.

Действуя, согласно первому закону логики, мы должны дать определение тем символам, которые видим. Так как символ сна приснился только вам, и окружающий мир ничего о нем не знает, это продукт вашей психики, то и давать определения нужно вам самим, основываясь на вашем понимании этого символа.

Далее, следует решить выявить противоречие, связанное с символами/событиями сна. Так как у вас уже есть определенные значения, вы можете с опорой на второй закон логики выявить «В этой сфере моей жизни есть проблема/нет проблемы».

 В случае, когда проблемы в этой сфере не выявилось на сознательном уровне – сон мог быть просто переработкой недавних впечатлений. Если все же волнение сохраняется, а информация о причине тревоги не раскрылась, со сном следует поработать детально.

Если проблема выявлена – приводите аргументы в пользу того, что этот символ указал на эту проблему. Выводите противоречие, которое не можете разрешить в действительности. Дальше работаете с этим противоречием, разрешая его либо средствами основных синтезологических методик, либо через воображение, представив себя в ситуации сна и изменяя сон так, чтобы вам стало комфортно.

Например, приснилось, что выпали передние зубы. Определяем – «Зубы символ моей красоты и здоровья». «В моей жизни либо есть проблема со здоровьем/красотой, либо ее нет». Оказывается, проблема есть, человек уже несколько месяцев откладывает поход к стоматологу, после того, как зуб поболел и перестал (факты, 4-й закон логики). Другие варианты исключаем, т.к. за них не имеется доказательств (3-й закон логики).

Получаем противоречие: «Есть объективная необходимость лечить зубы, но не хочу это делать/нет возможности».

Имея одно из описаний проблемной зоны картины мира, с ней можно работать средствами, о которых вы узнаете далее.

 Из моей книги "Синтезологика: синтез психологии и логики"

Оригинал статьи на моем сайте: Психология GOOD!



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Перепады настроения у детей и что это за явление
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Есть проблема! Что с ней делать? Модель SCORE , как метод разрешения проблемных ситуаций.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое ревность и как она возникает. 1 часть
  • Паническая атака. Как возникает. Что делать?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • 9 фактов о сплетнях, которые оправдывают это явление.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 12 (Как возникает кризис в семье – алгоритм?)
  • Что делать, если приснился плохой сон? Меняем ситуацию через переигрывание сценария сна
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Когда мужчина при расставании говорит вам ЭТО…
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь